Микоян Анастас Иванович – Герой Социалистического труда Отец Героя России Шапошникова А.М. 13.11.1895г. – 21.10.1978г.

Микоян Степан Анастасович – Герой Советскоого Союза Сын Героя Соц. Труда Микояна Анастаса Ивановича 12.07.1922г. – 24.03.2017г.

Микоян Анастас Иванович (25. 11. 1895 — 21. 10. 1978), партийный и государственный деятель, Герой Социалистического Труда.
Микоян Анастас Иванович — заместитель председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) Союза Советских Социалистических Республик, член бюро СНК СССР, Народный Комиссар внешней торговли СССР, член Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР, член Политбюро ЦК ВКП(б).
Родидся 13 (25) ноября 1895 года в селении Санаин ныне Туманянского района Республики Армения. Окончил армянскую духовную семинарию в Тифлисе (ныне – Тбилиси – столица Грузии), учился в Духовной академии Эчмиадзина. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1915 года.
После Февральской революции 1917 года Анастас Микоян — организатор Совета в Эчмиадзине. Он пропагандировал большевистские лозунги в Тифлисе, Баку; являлся членом Тифлисского комитета партии (большевиков).
В октябре 1917 года, после победы Великой Октябрьской социалистической революции А.И. Микоян принимал участие в работе 1-го съезда кавказских большевистских организаций, был членом Президиума Бакинского комитета большевиков, редактировал газеты «Социал-демократ» и «Известия Бакинского Совета». В марте 1918 года он принимал активное участие в подавлении контрреволюционного мятежа мусаватистов. Летом 1918 года, в период борьбы за Баку с германо-турецкими войсками, был комиссаром бригады Красной Армии.
В 1918 году, после временного падения Советской власти в Баку, со вступлением в город английских интервентов, Анастас Микоян был председателем подпольного горкома партии. Он предпринял попытку освободить арестованных бакинских комиссаров, но сам был арестован в Красноводске, и едва избежал расстрела. Но в конце февраля 1919 года по требованию бакинских рабочих, организовавших всеобщую забастовку, английские оккупанты вынуждены были освободить и выслать группу арестованных бакинцев, среди которых находился и Микоян, из Закаспия в Баку.
С марта 1919 года А.И. Микоян возглавил подпольную партийную организацию Азербайджана, был членом Кавказского краевого комитета партии. Установив связь с Москвой и Астраханью, он организовал доставку нефтепродуктов для Советской Республики.
В октябре 1919 года по поручению краевого комитета партии, перейдя через деникинский фронт, Анастас Микоян прибыл в Москву, где встречался с создателем первого в мире социалистического государства Владимиром Ильичём Лениным, участвовал в заседаниях Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б), на которых решались вопросы партийного строительства в Баку и Закавказье.
В ночь на 28 апреля 1920 года бакинский пролетариат поднял вооружённое восстание, подготовленное по решению 1-го съезда Коммунистической партии (большевиков) Азербайджана. С передовым отрядом бронепоездов 11-й армии, направленной на поддержку восставших, Анастас Микоян прибыл в Баку, где был оставлен на руководящей партийной работе.
За боевые заслуги в Гражданской войне Микоян А.И. награждён орденом Красного Знамени.
С октября 1920 года Микоян находился на руководящей партийной работе в Нижнем Новгороде. В 1921-22 годах он секретарь Нижегородского губернского комитета РКП(б) .
Весной 1922 года А.И. Микоян избран кандидатом в члены ЦК РКП(б) и по рекомендации И.В. Сталина назначен секретарём Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) в Ростове-на-Дону. В 1924-26 годах — секретарь Северо-Кавказского краевого комитета партии, член Революционного Военного Совета Северо-Кавказского военного округа. С 1926 по 1930 годы – Народный Комиссар внешней и внутренней торговли СССР; с 1930 года — Народный Комиссар снабжения СССР.
В 1934 году по предложению И.В. Сталина был образован Народный Комиссариат пищевой промышленности СССР во главе с А.И. Микояном, который занимал пост Народного Комиссара пищевой промышленности СССР до начале 1938 года. В 1937-46 годах он становится заместителем председателя СНК СССР, в 1941-46 годах – членом бюро СНК СССР, одновременно в 1938-46 годах занимает пост Народного Комиссара внешней торговли.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году А.И. Микоян — председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной Армии. В 1942-45 годах — член Государственного Комитета Обороны СССР. Он осуществлял надлежащий контроль за организацией снабжения армии; одновременно в 1943-46 годах являлся членом Комитета СНК СССР по восстановлению народного хозяйства в районах, освобождённых от немецко-фашистских захватчиков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1943 года за особые заслуги в области постановки дела снабжения Красной Армии продовольствием, горючим и вещевым имуществом в трудных условиях военного времени в годы Великой Отечественной войны Микояну Анастасу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1946-55 годах А.И. Микоян — заместитель Председателя, в 1955-64 годах первый заместитель Председателя Совета Министров СССР; одновременно в 1946-49 годах — министр внешней торговли СССР, в 1953-55 годах — министр торговли СССР. В 1964-65 годах – Председатель Президиума Верховного Совета СССР.
Во второй половине 1930-х годов А.И. Микоян возглавлял комиссию, на основании решения которой был вынесен смертный приговор «любимцу партии» Н.И. Бухарину. А в середине 1950-х годов Микоян выступил вместе с Н.С. Хрущёвым — одним из организаторов массовых политических репрессий на Украине в 1930-е годы, — с осуждением так называемого «культа личности Сталина».
В 1965-74 годах А.И. Микоян избирался членом Президиума Верховного Совета СССР. На 11-м съезде (1922 год) он был избран кандидатом в члены ЦК, а с 1923 по 1976 годы членом ЦК партии. В 1926-35 годах — кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), в 1935-52 годах член Политбюро ЦК ВКП(б), с 1952 года по 1966 год — член Президиума ЦК КПСС. С 1922 по 1938 годы избирался членом Центрального Исполнительного Комитета СССР. В 1937-74 годах избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Микоян был государственным деятелем, который работал еще при Ленине, а в отставку ушел при Брежневе. В связи с этим существовала поговорка «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».
Анастас Иванович Микоян жил в Москве. Скончался 21 октября 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награды:
— шесть орденов Ленина,
— орден Октябрьской Революции,
— Орден Красного Знамени,
— медали
Семья:
Отец Микояна А.И. умер в 1918 году, после чего мать долгие годы жила вместе с сыном.
— Брат Артём Иванович Микоян(1905—1970) — авиаконструктор
— Супруга Ашхен Лазаревна Туманян (1896—1962)
— Сыновья:
— Степан Анастасович Микоян (1922—2017) — лётчик-испытатель
— Внук Александр Степанович Микоян (род. 1952, Москва) — советский и российский рок-музыкант и автогонщик
— Владимир Анастасович Микоян (1924—1942) — военный лётчик, погиб в бою под Сталинградом
— Алексей Анастасович Микоян (1925—1986) — военный лётчик
— Внук: Стас Намин (настоящее имя Анастас Алексеевич Микоян) — музыкант, композитор и продюсер
— Вано (Иван) Анастасович Микоян (1927—2016) — инженер-конструктор МиГ-29.
— Внучка: Ольга Ивановна Микоян — работник ЦВК «Экспоцентр»
— Серго Анастасович Микоян (1929—2010) — историк и публицист
Микоян Анастас Иванович — заместитель председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) Союза Советских Социалистических Республик, член бюро СНК СССР, Народный Комиссар внешней торговли СССР, член Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР, член Политбюро ЦК ВКП(б).
Родидся 13 (25) ноября 1895 года в селении Санаин ныне Туманянского района Республики Армения. Окончил армянскую духовную семинарию в Тифлисе (ныне – Тбилиси – столица Грузии), учился в Духовной академии Эчмиадзина. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1915 года.
После Февральской революции 1917 года Анастас Микоян — организатор Совета в Эчмиадзине. Он пропагандировал большевистские лозунги в Тифлисе, Баку; являлся членом Тифлисского комитета партии (большевиков).
В октябре 1917 года, после победы Великой Октябрьской социалистической революции А.И. Микоян принимал участие в работе 1-го съезда кавказских большевистских организаций, был членом Президиума Бакинского комитета большевиков, редактировал газеты «Социал-демократ» и «Известия Бакинского Совета». В марте 1918 года он принимал активное участие в подавлении контрреволюционного мятежа мусаватистов. Летом 1918 года, в период борьбы за Баку с германо-турецкими войсками, был комиссаром бригады Красной Армии.
В 1918 году, после временного падения Советской власти в Баку, со вступлением в город английских интервентов, Анастас Микоян был председателем подпольного горкома партии. Он предпринял попытку освободить арестованных бакинских комиссаров, но сам был арестован в Красноводске, и едва избежал расстрела. Но в конце февраля 1919 года по требованию бакинских рабочих, организовавших всеобщую забастовку, английские оккупанты вынуждены были освободить и выслать группу арестованных бакинцев, среди которых находился и Микоян, из Закаспия в Баку.
С марта 1919 года А.И. Микоян возглавил подпольную партийную организацию Азербайджана, был членом Кавказского краевого комитета партии. Установив связь с Москвой и Астраханью, он организовал доставку нефтепродуктов для Советской Республики.
В октябре 1919 года по поручению краевого комитета партии, перейдя через деникинский фронт, Анастас Микоян прибыл в Москву, где встречался с создателем первого в мире социалистического государства Владимиром Ильичём Лениным, участвовал в заседаниях Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б), на которых решались вопросы партийного строительства в Баку и Закавказье.
В ночь на 28 апреля 1920 года бакинский пролетариат поднял вооружённое восстание, подготовленное по решению 1-го съезда Коммунистической партии (большевиков) Азербайджана. С передовым отрядом бронепоездов 11-й армии, направленной на поддержку восставших, Анастас Микоян прибыл в Баку, где был оставлен на руководящей партийной работе.
За боевые заслуги в Гражданской войне Микоян А.И. награждён орденом Красного Знамени.
С октября 1920 года Микоян находился на руководящей партийной работе в Нижнем Новгороде. В 1921-22 годах он секретарь Нижегородского губернского комитета РКП(б) .
Весной 1922 года А.И. Микоян избран кандидатом в члены ЦК РКП(б) и по рекомендации И.В. Сталина назначен секретарём Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б) в Ростове-на-Дону. В 1924-26 годах — секретарь Северо-Кавказского краевого комитета партии, член Революционного Военного Совета Северо-Кавказского военного округа. С 1926 по 1930 годы – Народный Комиссар внешней и внутренней торговли СССР; с 1930 года — Народный Комиссар снабжения СССР.
В 1934 году по предложению И.В. Сталина был образован Народный Комиссариат пищевой промышленности СССР во главе с А.И. Микояном, который занимал пост Народного Комиссара пищевой промышленности СССР до начале 1938 года. В 1937-46 годах он становится заместителем председателя СНК СССР, в 1941-46 годах – членом бюро СНК СССР, одновременно в 1938-46 годах занимает пост Народного Комиссара внешней торговли.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году А.И. Микоян — председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной Армии. В 1942-45 годах — член Государственного Комитета Обороны СССР. Он осуществлял надлежащий контроль за организацией снабжения армии; одновременно в 1943-46 годах являлся членом Комитета СНК СССР по восстановлению народного хозяйства в районах, освобождённых от немецко-фашистских захватчиков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1943 года за особые заслуги в области постановки дела снабжения Красной Армии продовольствием, горючим и вещевым имуществом в трудных условиях военного времени в годы Великой Отечественной войны Микояну Анастасу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1946-55 годах А.И. Микоян — заместитель Председателя, в 1955-64 годах первый заместитель Председателя Совета Министров СССР; одновременно в 1946-49 годах — министр внешней торговли СССР, в 1953-55 годах — министр торговли СССР. В 1964-65 годах – Председатель Президиума Верховного Совета СССР.
Во второй половине 1930-х годов А.И. Микоян возглавлял комиссию, на основании решения которой был вынесен смертный приговор «любимцу партии» Н.И. Бухарину. А в середине 1950-х годов Микоян выступил вместе с Н.С. Хрущёвым — одним из организаторов массовых политических репрессий на Украине в 1930-е годы, — с осуждением так называемого «культа личности Сталина».
В 1965-74 годах А.И. Микоян избирался членом Президиума Верховного Совета СССР. На 11-м съезде (1922 год) он был избран кандидатом в члены ЦК, а с 1923 по 1976 годы членом ЦК партии. В 1926-35 годах — кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), в 1935-52 годах член Политбюро ЦК ВКП(б), с 1952 года по 1966 год — член Президиума ЦК КПСС. С 1922 по 1938 годы избирался членом Центрального Исполнительного Комитета СССР. В 1937-74 годах избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Микоян был государственным деятелем, который работал еще при Ленине, а в отставку ушел при Брежневе. В связи с этим существовала поговорка «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».
Анастас Иванович Микоян жил в Москве. Скончался 21 октября 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награды:
— шесть орденов Ленина,
— орден Октябрьской Революции,
— Орден Красного Знамени,
— медали
Семья:
Отец Микояна А.И. умер в 1918 году, после чего мать долгие годы жила вместе с сыном.
— Брат Артём Иванович Микоян(1905—1970) — авиаконструктор
— Супруга Ашхен Лазаревна Туманян (1896—1962)
— Сыновья:
— Степан Анастасович Микоян (1922—2017) — лётчик-испытатель
— Внук Александр Степанович Микоян (род. 1952, Москва) — советский и российский рок-музыкант и автогонщик
— Владимир Анастасович Микоян (1924—1942) — военный лётчик, погиб в бою под Сталинградом
— Алексей Анастасович Микоян (1925—1986) — военный лётчик
— Внук: Стас Намин (настоящее имя Анастас Алексеевич Микоян) — музыкант, композитор и продюсер
— Вано (Иван) Анастасович Микоян (1927—2016) — инженер-конструктор МиГ-29.
— Внучка: Ольга Ивановна Микоян — работник ЦВК «Экспоцентр»
— Серго Анастасович Микоян (1929—2010) — историк и публицист
Источники:
Википедия
Микоян Степан Анастасович — Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964 г.), Герой Советского Союза (03.04.1975 г.), кандидат технических наук, генерал-лейтенант авиации.
С.А. Микоян родился 12 июля 1922 года в Тифлисе (Тбилиси). Отец — Микоян Анастас Иванович (1895-1978), видный советский государственный и партийный деятель. Мать — Туманян Ашхен Лазаревна (1896-1962).
Однажды в середине 30-х дядя Ануш (Артем Иванович Микоян) взял с собой Степана на Тушинский аэродром, где летала авиетка, построенная слушателями Военно-воздушной академии имени Жуковского Микояном, Самариным и Павловым. В доме дяди Ануша Степан впервые увидел чертежи самолета, множество книг на авиационную тему. На день рождения, это случилось уже в сороковом, дядя подарил Степану готовальню с символической надписью: «От летчика — до инженера-конструктора».
«Известные авиационные события тридцатых годов, — вспоминает Степан Анастасович, — спасение челюскинцев, рекордные перелеты, боевые действия в Испании и на Халхин-Голе, конечно, повлияли на мой выбор профессии. Однако, основную роль сыграл мой дядя. Я не мыслил для себя иного рода деятельности. Прежде всего я хотел стать летчиком, но привлекала и собственно техника — хотелось стать и инженером. Так что пожелание Артема Ивановича сбылось практически полностью. Летчиком я стал, инженером — тоже, а сейчас, хотя я и не конструктор, работаю именно в конструкторском бюро…»
Степан Микоян вместе со своим другом Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму в августе 1940 года. Приказ об окончании училища был подписан 3 сентября 1941 года в городе Красный Кут, что в левобережной части Саратовской области, куда эвакуировали «Качу». Осенью он переучился в запасном полку на истребитель Як-1 и в декабре был направлен в 11-й истребительный авиаполк, оборонявший Москву. Тринадцатый боевой вылет на прикрытие Истры 16 января 1942 года едва не стал для Микояна роковым — его сбил… советский летчик, конечно по ошибке. Степану Анастасовичу удалось посадить горящую машину «на брюхо», а деревенские мальчишки дотащили обожженного летчика со сломанной ногой до дороги, уложили в чьи-то сани — словом, помогли доставить в медсанбат. Лечился долго, примерно с полгода, получил назначение в район Сталинграда, потом его полк, ставший 32-м гвардейским, перебросили на Северо-Западный фронт. Когда полк вернулся в Подмосковье на переформирование, Степана Микояна вновь направили в ПВО Москвы. Говорят, будто Верховный Главнокомандующий вызвал своего сына Василия, командира того самого гвардейского авиаполка, и сказал: «Тимур Фрунзе погиб, Леонид Хрущев погиб, Владимир Микоян погиб, хоть этого побереги…»
Войну Степан Анастасович закончил с двумя боевыми орденами в звании капитана и в должности командира звена 12-го гвардейского истребительного полка.
В июне 1945 года Степан Микоян женился на Элеоноре Лозовской, дочери летчика-испытателя П.И.Лозовского.
В 1945 году Микоян поступил на инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского. Слушателям-летчикам разрешили подлётывать в учебном полку академии в поселке Белопесоцком близ Каширы, а потом троим из них удалось освоить и первые реактивные истребители в учебном центре ВВС. Дипломный проект Микояна — «Сверхзвуковой фронтовой истребитель». Для 1951 года это был смелый замысел, тут, видно, сыграла определенную роль информация о разработке прототипа будущего МиГ-19 в ОКБ А.И.Микояна. Руководил проектом знаменитый В.Ф.Болховитинов, под руководством которого еще до войны строили тяжелый бомбардировщик ДБ-А, а позже создали первый советский ракетный истребитель «БИ».
С 19 августа 1951 года — на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. В Научно-испытательном институте ВВС Микоян совмещал работу летчика с работой ведущего инженера и в течение 23 лет испытывал боевые самолеты истребительных ОКБ Микояна, Сухогои Яковлева. Участвовал в испытаниях Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19П, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24, Як-27Р. Освоил 102 типа летательных аппаратов, налетал около 3,5 тысяч часов.
Степан Микоян летал на максимальную скорость и «потолок», на устойчивость, управляемость и маневренность, испытывал бортовые радиолокаторы, оптические прицелы, ракетное вооружение. Одним из первых сбивал новыми ракетами радиоуправляемые мишени, стрелял из новых пушек по воздушным и наземным целям, испытывал системы автоматического бомбометания, комплексы наведения перехватчиков, навигационные системы, отрабатывал автоматическое управление самолетов, исследовал безмоторные посадки и приземления, как говорят летчики, «в сложняке»… Ему повезло: он ни разу не катапультировался, хотя нештатных ситуаций случалось немало.
«Мы всегда находились меж двух огней, — говорит о специфике работы военного летчика Степан Микоян. — Промышленность ругала нас за то, что мы слишком придирчивы, а в войсках — за то, что пропускаем технику с изъянами. Мы имеем возможность сравнивать разные машины, поэтому кругозор летчика НИИ ВВС должен быть несколько шире, чем у летчика фирмы. В своих испытаниях мы проверяем и подтверждаем, а иногда и не подтверждаем характеристики и предельные возможности самолета, определенные летчиками ОКБ. И не только: мы гораздо в большем объеме и основательнее выполняем боевые задачи. Как это ни странно, самые опасные, рискованные полеты оказываются не в начале испытаний новой машины, а позже, когда летают военные испытатели, исследуя возможности и особенности именно боевого применения самолета…»
С.А. Микоян становится с конца 1957 года — заместителем начальника 1 отдела по летной части ГК НИИ ВВС. С лета 1958 года — помощником начальника института по комплексам перехвата.
С мая 1959 года — начальником 1 управления, с декабря 1964 — заместитель начальника ГНИКИ ВВС.
В 1964 году был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
В сентябре 1974 года медкомиссия отстранила Микояна от полетов на боевых самолетах, дозволив работать лишь на транспортных и пассажирских самолетах и на вертолетах. Три года спустя, когда летчику пошел уже пятьдесят шестой год, он понял: «обойти» следующую медкомиссию не удастся и принял предложение перейти на работу в промышленность.
3 апреля 1975 года Степану Анастасовичу Микояну за проведение государственных испытаний МиГ-25 присвоено звание Героя Советского Союза.
С апреля 1978 года Степан Анастасович — заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по летным испытаниям. Здесь под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского создавали крылатый орбитальный корабль многоразового использования «Буран».
Еще в НИИ ВВС С.А.Микоян возглавлял работы по испытаниям «изделия 105» — дозвукового аналога орбитального самолета авиационно-космической системы «Спираль».
Потом уже в НПО «Молния» построили летающую модель «Бор-4» — уменьшенную в 2 раза копию орбитального самолета. «Бор-4» использовали, в частности, для испытаний теплозащиты будущего «Бурана». На орбиту «Бор-4» выводила баллистическая ракета К-65М-РБ5. Четырежды (1982-1984) модели «Бора» летали в космос и возвращались на Землю, точнее, приводнялись: дважды — в Индийском океане и дважды — в Черном море. Обязанности заместителя главного конструктора по моделям «Бор-4» от НПО «Молния» выполнял Степан Микоян.
Огромный опыт организатора летных испытаний, накопленный Микояном за время работы в НИИ ВВС, очень пригодился, когда в рамках программы «Буран» построили атмосферный вариант корабля — так называемое «изделие 002». Чтобы обеспечить самостоятельный взлет восьмидесятитонного «изделия», на него поставили турбореактивные двигатели. Кроме того, создали летающую лабораторию на базе Ту-154, на «Молнии» воздвигли пилотажно-динамический стенд-тренажер, инфраструктуру аэродрома «Раменское» привели в полное подобие с посадочным комплексом «Байконура»… 10 ноября летчики-испытатели ЛИИ И.П.Волк и Р-А.А.Станкявичюс совершили на аналоге первый полет. Потом к ним подключились А.С.Левченко, А.В.Щукин из ЛИИ и И.И.Бачурин и А.С.Бородай из НИИ ВВС. Эти летчики выполнили 26 полетов с посадкой полностью в автоматическом режиме.
Степан Анастасович руководил летными испытаниями атмосферного аналога, технической и стендовой подготовкой летчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В том самом первом и последнем космическом полете настоящего «Бурана» отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки.
Главным увлечением С.А.Микояна остается авиация, причем в самом активном ее аспекте — пилотировании.
Степан Анастасович Микоян – блестящий летчик-испытатель и талантливый инженер-конструктор. В 70-летнем возрасте седовласый генерал неоднократно самостоятельно вылетал на Як-18Т.
Нашел он время и для написания мемуаров: в Великобритании издана его книга «Воспоминания летчика-испытателя». В 2002 году книга вышла и на русском языке.
Умер 24 марта 2017 года.
Награды:
— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1975 г.);
— орден Ленина (1975 г.);
— орден Красного Знамени (1942 г.);
— орден Отечественной войны I степени (1985 г., в ознаменование 40-летия Победы в ВОВ);
— четыре ордена Красной Звезды (22.8.1944 г., 30.12.1956 г., 29.04.1957 г., 24.11.1966 г.);
— медали.
С.А. Микоян родился 12 июля 1922 года в Тифлисе (Тбилиси). Отец — Микоян Анастас Иванович (1895-1978), видный советский государственный и партийный деятель. Мать — Туманян Ашхен Лазаревна (1896-1962).
Однажды в середине 30-х дядя Ануш (Артем Иванович Микоян) взял с собой Степана на Тушинский аэродром, где летала авиетка, построенная слушателями Военно-воздушной академии имени Жуковского Микояном, Самариным и Павловым. В доме дяди Ануша Степан впервые увидел чертежи самолета, множество книг на авиационную тему. На день рождения, это случилось уже в сороковом, дядя подарил Степану готовальню с символической надписью: «От летчика — до инженера-конструктора».
«Известные авиационные события тридцатых годов, — вспоминает Степан Анастасович, — спасение челюскинцев, рекордные перелеты, боевые действия в Испании и на Халхин-Голе, конечно, повлияли на мой выбор профессии. Однако, основную роль сыграл мой дядя. Я не мыслил для себя иного рода деятельности. Прежде всего я хотел стать летчиком, но привлекала и собственно техника — хотелось стать и инженером. Так что пожелание Артема Ивановича сбылось практически полностью. Летчиком я стал, инженером — тоже, а сейчас, хотя я и не конструктор, работаю именно в конструкторском бюро…»
Степан Микоян вместе со своим другом Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму в августе 1940 года. Приказ об окончании училища был подписан 3 сентября 1941 года в городе Красный Кут, что в левобережной части Саратовской области, куда эвакуировали «Качу». Осенью он переучился в запасном полку на истребитель Як-1 и в декабре был направлен в 11-й истребительный авиаполк, оборонявший Москву. Тринадцатый боевой вылет на прикрытие Истры 16 января 1942 года едва не стал для Микояна роковым — его сбил… советский летчик, конечно по ошибке. Степану Анастасовичу удалось посадить горящую машину «на брюхо», а деревенские мальчишки дотащили обожженного летчика со сломанной ногой до дороги, уложили в чьи-то сани — словом, помогли доставить в медсанбат. Лечился долго, примерно с полгода, получил назначение в район Сталинграда, потом его полк, ставший 32-м гвардейским, перебросили на Северо-Западный фронт. Когда полк вернулся в Подмосковье на переформирование, Степана Микояна вновь направили в ПВО Москвы. Говорят, будто Верховный Главнокомандующий вызвал своего сына Василия, командира того самого гвардейского авиаполка, и сказал: «Тимур Фрунзе погиб, Леонид Хрущев погиб, Владимир Микоян погиб, хоть этого побереги…»
Войну Степан Анастасович закончил с двумя боевыми орденами в звании капитана и в должности командира звена 12-го гвардейского истребительного полка.
В июне 1945 года Степан Микоян женился на Элеоноре Лозовской, дочери летчика-испытателя П.И.Лозовского.
В 1945 году Микоян поступил на инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского. Слушателям-летчикам разрешили подлётывать в учебном полку академии в поселке Белопесоцком близ Каширы, а потом троим из них удалось освоить и первые реактивные истребители в учебном центре ВВС. Дипломный проект Микояна — «Сверхзвуковой фронтовой истребитель». Для 1951 года это был смелый замысел, тут, видно, сыграла определенную роль информация о разработке прототипа будущего МиГ-19 в ОКБ А.И.Микояна. Руководил проектом знаменитый В.Ф.Болховитинов, под руководством которого еще до войны строили тяжелый бомбардировщик ДБ-А, а позже создали первый советский ракетный истребитель «БИ».
С 19 августа 1951 года — на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. В Научно-испытательном институте ВВС Микоян совмещал работу летчика с работой ведущего инженера и в течение 23 лет испытывал боевые самолеты истребительных ОКБ Микояна, Сухогои Яковлева. Участвовал в испытаниях Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19П, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24, Як-27Р. Освоил 102 типа летательных аппаратов, налетал около 3,5 тысяч часов.
Степан Микоян летал на максимальную скорость и «потолок», на устойчивость, управляемость и маневренность, испытывал бортовые радиолокаторы, оптические прицелы, ракетное вооружение. Одним из первых сбивал новыми ракетами радиоуправляемые мишени, стрелял из новых пушек по воздушным и наземным целям, испытывал системы автоматического бомбометания, комплексы наведения перехватчиков, навигационные системы, отрабатывал автоматическое управление самолетов, исследовал безмоторные посадки и приземления, как говорят летчики, «в сложняке»… Ему повезло: он ни разу не катапультировался, хотя нештатных ситуаций случалось немало.
«Мы всегда находились меж двух огней, — говорит о специфике работы военного летчика Степан Микоян. — Промышленность ругала нас за то, что мы слишком придирчивы, а в войсках — за то, что пропускаем технику с изъянами. Мы имеем возможность сравнивать разные машины, поэтому кругозор летчика НИИ ВВС должен быть несколько шире, чем у летчика фирмы. В своих испытаниях мы проверяем и подтверждаем, а иногда и не подтверждаем характеристики и предельные возможности самолета, определенные летчиками ОКБ. И не только: мы гораздо в большем объеме и основательнее выполняем боевые задачи. Как это ни странно, самые опасные, рискованные полеты оказываются не в начале испытаний новой машины, а позже, когда летают военные испытатели, исследуя возможности и особенности именно боевого применения самолета…»
С.А. Микоян становится с конца 1957 года — заместителем начальника 1 отдела по летной части ГК НИИ ВВС. С лета 1958 года — помощником начальника института по комплексам перехвата.
С мая 1959 года — начальником 1 управления, с декабря 1964 — заместитель начальника ГНИКИ ВВС.
В 1964 году был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
В сентябре 1974 года медкомиссия отстранила Микояна от полетов на боевых самолетах, дозволив работать лишь на транспортных и пассажирских самолетах и на вертолетах. Три года спустя, когда летчику пошел уже пятьдесят шестой год, он понял: «обойти» следующую медкомиссию не удастся и принял предложение перейти на работу в промышленность.
3 апреля 1975 года Степану Анастасовичу Микояну за проведение государственных испытаний МиГ-25 присвоено звание Героя Советского Союза.
С апреля 1978 года Степан Анастасович — заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по летным испытаниям. Здесь под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского создавали крылатый орбитальный корабль многоразового использования «Буран».
Еще в НИИ ВВС С.А.Микоян возглавлял работы по испытаниям «изделия 105» — дозвукового аналога орбитального самолета авиационно-космической системы «Спираль».
Потом уже в НПО «Молния» построили летающую модель «Бор-4» — уменьшенную в 2 раза копию орбитального самолета. «Бор-4» использовали, в частности, для испытаний теплозащиты будущего «Бурана». На орбиту «Бор-4» выводила баллистическая ракета К-65М-РБ5. Четырежды (1982-1984) модели «Бора» летали в космос и возвращались на Землю, точнее, приводнялись: дважды — в Индийском океане и дважды — в Черном море. Обязанности заместителя главного конструктора по моделям «Бор-4» от НПО «Молния» выполнял Степан Микоян.
Огромный опыт организатора летных испытаний, накопленный Микояном за время работы в НИИ ВВС, очень пригодился, когда в рамках программы «Буран» построили атмосферный вариант корабля — так называемое «изделие 002». Чтобы обеспечить самостоятельный взлет восьмидесятитонного «изделия», на него поставили турбореактивные двигатели. Кроме того, создали летающую лабораторию на базе Ту-154, на «Молнии» воздвигли пилотажно-динамический стенд-тренажер, инфраструктуру аэродрома «Раменское» привели в полное подобие с посадочным комплексом «Байконура»… 10 ноября летчики-испытатели ЛИИ И.П.Волк и Р-А.А.Станкявичюс совершили на аналоге первый полет. Потом к ним подключились А.С.Левченко, А.В.Щукин из ЛИИ и И.И.Бачурин и А.С.Бородай из НИИ ВВС. Эти летчики выполнили 26 полетов с посадкой полностью в автоматическом режиме.
Степан Анастасович руководил летными испытаниями атмосферного аналога, технической и стендовой подготовкой летчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В том самом первом и последнем космическом полете настоящего «Бурана» отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки.
Главным увлечением С.А.Микояна остается авиация, причем в самом активном ее аспекте — пилотировании.
Степан Анастасович Микоян – блестящий летчик-испытатель и талантливый инженер-конструктор. В 70-летнем возрасте седовласый генерал неоднократно самостоятельно вылетал на Як-18Т.
Нашел он время и для написания мемуаров: в Великобритании издана его книга «Воспоминания летчика-испытателя». В 2002 году книга вышла и на русском языке.
Умер 24 марта 2017 года.
Награды:
— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1975 г.);
— орден Ленина (1975 г.);
— орден Красного Знамени (1942 г.);
— орден Отечественной войны I степени (1985 г., в ознаменование 40-летия Победы в ВОВ);
— четыре ордена Красной Звезды (22.8.1944 г., 30.12.1956 г., 29.04.1957 г., 24.11.1966 г.);
— медали.
Источники
— Сайт «Герои Страны». Микоян Степан Анастасович.
— С.А.Микоян. Воспоминания военного летчика-испытателя.