Лавейкин Иван Павлович – Герой Советского Союза Отец Героя Советского Союза Лавейкина А.И. 02.08.1921г.- 02.12.1986г.

Лавейкин Александр Иванович – Герой Советского Союза Сын Героя Советского Союза Лавейкина И.П.

Отец Героя Советского Союза Летчика-космонавта СССР Александра Ивановича Лавейкина.
Родился 2 августа 1921 года в Смоленске в семье рабочего. Русский. В возрасте 3 лет потерял отца, Павла Николаевича Лавейкина, который работал на железной дороге и трагически погиб, выполняя служебные обязанности, а позже мать, Ольгу Маркеловну. Юность провел в городе Брянск. В 1938 году окончил 9 классов средней школы. В июле-ноябре 1938 года работал грузчиком и фрезеровщиком на Брянском Красном Артиллерийском механическом заводе, в ноябре 1938 года — феврале 1939 — грузчиком при строительстве здания Брянского аэроклуба. Без отрыва от производства являлся учлетом, и в ноябре 1938 года окончил Брянский аэроклуб.
В Красной Армии с 1939 года. Учился в Одесской школе пилотов, которую окончил в 1940 году. В звании младшего лейтенанта был направлен на службу в 4-ю эскадрилью 33-го истребительного авиационного полка 10-й смешанной авиационной дивизии в составе ВВС 4-й армии Западного Особого Военного Округа.
Великую Отечественную войну встретил на аэродроме Пружаны в 60 км от Бреста, на который ранним утром 22 июня 1941 г. начался массированный налет вражеской авиации.
В начале августа 33-й ИАП был переведен на Западное направление под Смоленск, а 8 августа 1941 года 4-я эскадрилья 33-го ИАП вошла в состав 129-го ИАП для пополнения. Уже 18 августа 1941 г., в районе города Дорогобуж И. П. Лавейкин на истребителе ЛаГГ-3 открыл список личных побед, сбив самолет противника Ме-109E, который расстреливал опускавшихся на парашютах наших летчиков, покинувших горящий бомбардировщик СБ.
23 августа 1941 г. в районе Великих Лук в воздушном бою получил ранение в левую руку. Выполняя пилотирование одной рукой привел и посадил подбитый самолет на свой аэродром, за что был представлен командованием к награде.
На Калининском фронте 129-й истребительный авиационный полк принял самое непосредственное участие в контрнаступлении под Москвой. В день контрнаступления советских войск под Москвой 6 декабря 1941 г. «За боевые заслуги и участие в оборонительных боях под Москвой и проявленные при этом мужество и героизм» приказом Народного комиссара обороны СССР № 351 от 6 декабря 1941 г. 129-му истребительному авиационному полку, среди первых в авиации шести полков, было присвоено звание «гвардейский». Он стал именоваться 5-м гвардейским истребительным авиационным полком, впоследствии ставшим самым результативным полком по количеству сбитых самолетов противника.
В сентябре 1942 года гвардии капитан Лавейкин Иван Павлович назначается на должность командира 2-й эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт).
8 мая 1943 г. в ходе боев над Донбассом прикрывая наши войска на плацдарме на правом берегу Северского Донца в районе села Привольное И. П. Лавейкин на Ла-5, оказался в ситуации, когда после тяжелейшего воздушного боя, отправив группу на свой аэродром и оставшись в арьергарде, он был атакован 4 внезапно появившимся из-за облачности фашистскими летчиками-экспертами. Переведя бой на вертикали и создав для противника невыгодную обстановку сбил два Ме-109G и с помощью подоспевших товарищей обратил в бегство оставшихся.
20 июля 1943 г. в ходе Изюм-Барвенковской наступательной операции (5-й ГИАП находился в составе 17-й Воздушной армии), прикрывая переправу через реку Северский Донец и войска на плацдарме южнее поселка Червонный Шахтер, ведомые гвардии капитаном И. П. Лавейкиным 12 Ла-5 вступили в бой с 35 истребителями противника Ме-109F и Фв-190, 12 бомбардировщиками Хе-111 и 18 Ю-87. Наши летчики сбили семь самолетов, из которых два Ме-109F сбил ведущий группы.
15 августа 1943 г. в ходе Донбасской наступательной операции в районе г. Изюм девятка Ла-5 И. П. Лавейкина вступила в бой со 120 самолетами противника. В результате воздушного боя сбили шесть и подбили четыре самолета врага.
14 октября 1943 г. в ходе Запорожской операции, прикрывая войска в районе Запорожья, наша восьмерка Ла-5ФН встретилась с 25 Ю-87, 13 Ю-88, 4 Фв-190 и 2 Ме-109G. Результат: сбито четыре самолета противника, из них два бомбардировщика Ю-88 и Ю-87 сбил заместитель командира полка гвардии майор Иван Павлович Лавейкин.
За мужество и героизм проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г. Лавейкину Ивану Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№ 1113).
За время Великой Отечественной войны 12 лётчикам эскадрильи были присвоены звания Героя Советского Союза. Летчики эскадрильи только за 8 месяцев 1943 г. уничтожили в воздушных боях 129 фашистских самолетов, потеряв своих 10 машин и четырёх товарищей. В 1943 г. на участках фронта, где воевал 5-й ГИАП, с немецкой стороны в боевых действиях принимала участие 52-я истребительная эскадра «Флиглиге Шверт» («Летающий меч»), в состав которой входили такие известные асы, как Эрик Хартманн и Гюнтер Ралль, якобы сбившие несколько сотен наших самолетов каждый. Что-то не ладилось у немецких асов с системой регистрации и подтверждения побед, если только одна эскадрилья Лавейкина имела счет потерь и побед 1:13. Серьезный пробел в пропаганде Геббельса.
В октябре 1943 г. гвардии майор И. П. Лавейкин (в возрасте 22-х лет) назначается на должность заместителя командира 5-го гв. ИАП. В октябре 1944 г. назначается на должность летчика-инспектора по воздушному бою Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной армии и продолжает боевые вылеты в составе 2-й воздушной армии.
1 мая 1945 г. в 12 часов с аэродрома Альтено, рядом с немецким городом Луккау, по приказу командующего 2-й воздушной армией 1-го Украинского фронта генерал — полковника авиации Степана Акимовича Красовского взлетели 22 истребителя Як-3 и взяли курс на Берлин. На двух самолетах летчиков 7-й гвардейской истребительной авиационной дивизии полковника Г. А. Лобова находились знамена. Первое знамя на двухместном самолете — спарке гвардии майора И. А. Малиновского, в задней кабине которого со знаменем сидел корреспондент армейской газеты капитан А. М. Хорунжий. Второе знамя размещалось под посадочными щитками самолета старшего лейтенанта К. В. Новоселова. Шестеркой Як-3 почетного эскорта пилотировали летчики Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС — дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин, Герои Советского Союза: И. П. Лавейкин, П. И. Песков, П. В. Полоз, А. Г. Ткаченко и К. М. Трещёв.
«Яки» прошли над набережной Шпрее над колоннами танков 1-й гвардейской танковой армии. Танкисты сидели на броне и, размахивая своими шлемами, криками «Ура!» приветствовали парадный строй истребителей.
Недалеко от здания рейхстага горело бензохранилище. Сориентировавшись по направлению чёрного дыма, самолеты проследовали точно над зданием. В небе вспыхнули алым цветом два шестиметровых полотнища с надписями «Победа» и «Да здравствует 1 мая!».
За годы войны Лавейкин участвовал в Смоленском сражении, обороне Москвы, Ржевско-Вяземской и Ржевско-Сычевской операциях, Сталинградской битве, Ворошиловоградской операции, Курской битве, Изюм-Барвенковской, Белгородско-Харьковской, Донбасской, Запорожской, Днепропетровской и Львовско — Сандомирской стратегических операциях, в Берлинской битве и освобождении Праги. Совершил 498 боевых вылетов, сбил 24 лично самолётов противника в 106 воздушных боях.
В 1950 году окончил Военно-воздушную академию и был назначен на должность старшего инспектора-летчика Инспекторской группы ВВС. В июне 1953 г. полковник Лавейкин И. П. назначается на должность заместителя начальника отдела боевой подготовки Управления ВУЗов ВВС. В 1957 году оканчивает Военную академию Генерального штаба. Назначается на должность командира 29-й истребительной авиационной Амурской дивизии в Дальневосточном военном округе (остров Сахалин). 5 мая 1960 года И. П. Лавейкину было присвоено звание генерал-майор авиации.
С августа 1960 года по март 1963 года — командир 239-й истребительной авиационной Барановичской Краснознаменной дивизии в Северной группе войск (Польша). В этот период личный состав дивизии переучивался на новые сверхзвуковые истребители МиГ-21. Первым в дивизии освоил этот истребитель.
Всего за время летной работы освоил самолеты: По-2, Ут-1, Ут-2, Ути-4, И-5, И-15, И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла5-Ф, Ла5-ФН, Ла-7, Ла-9, Ла-11, Як-3, Як-7б, Як-9у, Як-11, Як-17, Ути МиГ-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21.
С 1964 года на преподавательской работе — старший преподаватель, а с 1975 г. начальник кафедры ВВС Военной академии имени М. В. Фрунзе.
В 1973 г. кинорежиссёр Леонид Быков на киностудии им. А. Довженко снял фильм «В бой идут одни старики», в основу которого положен боевой путь и события, происходившие во 2-й эскадрилье 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка.
Именно после встречи с ветеранами эскадрильи Леониду Федоровичу пришла идея создать фильм о летчиках-истребителях и, что очень важно, ему удалось передать атмосферу фронтового братства, взаимовыручки, величайшего летного мастерства и тонкого юмора, царившую во 2-й эскадрилье и созданную во многом благодаря её командиру Ивану Павловичу Лавейкину.
Иван Павлович Лавейкин скончался 2 декабря 1986 года. Похоронен с воинскими почестями на Кунцевском мемориальном кладбище в Москве.
Награды:
— Орден Ленина (24.08.1943)
— Четыре ордена Красного Знамени (3.11.1941; 29.12.1941; 6.04.1942; 22.02.1955)
— Два ордена Отечественной войны 1-й степени (30.07.1943; 11.03.1985)
— Два ордена Красной Звезды (29.04.1954; 30.04.1954)
— Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степении (30.04.1975)
— Медали СССР
— Польский Золотой Крест Заслуги (6.10.1973)
— другие иностранные награды.
Источники:
— Коллектив авторов. История командного факультета Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина / В. Е. Зенков. — М.: ЗАО СП «Контакт РЛ», 2007.
— Википедия
В 1968 году окончил 10 классов в спецшколе №57 (с углубленным немецким языком) в Москве.
В 1974 году окончил машиностроительный факультет Московского высшего технического училища (МВТУ) им.Н.Э.Баумана по специальности «Производство космических аппаратов», получил диплом «инженера-механика».
В 1981 году в рамках прохождения подготовки к полёту по программе «Буран» прошел лётную подготовку на самолёте Л-29 (90-дневные сборы) в Курском учебном авиационном центре и получил квалификацию «летчик истребительной авиации» (ВУС 1511).
С 1 апреля 1974 года работал инженером 221-го отдела ГКБ ЦКБЭМ.
1 октября 1974 года был переведен в 025 отдел на ту же должность, где занимался расчетами на прочность элементов конструкции космических кораблей и станций, пневмогидросистемами, расчетами на ЭВМ «Мир-2» и М-220.
С 8 декабря 1978 по март 1994 года — в отряде космонавтов НПО «Энергия»: с 8 декабря 1978 года — космонавт-испытатель 110-го отдела; с 1 марта 1982 года — космонавт-испытатель 291-го отдела; с 17 марта 1988 года — инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса 291-го отдела; с 17 мая 1989 года — заместитель начальника 291 отдела.
28 марта 1994 года был отчислен из отряда космонавтов в связи с уходом на пенсию по выслуге лет.
Уволился из РКК «Энергия» 27 апреля 1994 года.
С 2007 года работает заместителем директора по научной работе в государственном учреждении культуры города Москвы «Мемориальный музей космонавтики» в Москве.
Получил воинские звания: Майор запаса (02.02.1989), полковник запаса (05.11.1995), полковник запаса (14.10.2000).
Лавейкин А. И. проходил космическую подготовку, получил допуск Главной медицинской комиссии 3 августа 1978 года, 1 декабря 1978 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в отряд, зачислен в отряд космонавтов НПО «Энергия» приказом МОМ от 8 декабря 1978 года.
С 1979 по 1984 год проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран». Освоил пилотирование самолета Л-29 в Курском учебном авиационном центре, выполнил 46 парашютных прыжков.
С ноября 1984 по февраль 1986 года проходил подготовку в ЦПК в составе группы для полета на ОК «Мир». В 1987 году присвоено звание Летчик-космонавт СССР и квалификация Космонавт-инструктор 2-го класса.
С февраля 1986 по 15 января 1987 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа корабля «Союз ТМ-2» по программе ЭО-2 на ОК «Мир», вместе с Юрием Романенко. В январе 1987 года заболел бортинженер первого экипажа Александр Серебров, и экипаж Романенко — Лавейкин был назначен основным.
Полет в космос состоялся с 6 февраля по 30 июля 1987 года в качестве бортинженера на КК «Союз ТМ-2» и ОК «Мир» (позывной — «Таймыр-2»), вместе с Юрием Романенко.
Статистика[1]
# Стартовый корабль Старт, UTC
Экспедиция Корабль посадки Посадка, UTC Налёт Выходы в открытый космос Время в открытом космосе
1 Союз ТМ-2
05.02.1987, 21:38 Союз ТМ-2, Мир-2
Союз ТМ-2 30.07.1987, 01:04 174 суток 03 часа 25 минут 3 08 часов 48 минут
В конце июня у Александра Лавейкина были зафиксированы отклонения в работе сердца (экстрасистолия), и было принято решение досрочно возвратить его на Землю, заменив бортинженером ЭП-1 на ОК «Мир» Александром Александровым.
Совершил посадку на КК «Союз ТМ-2» вместе с Александром Викторенко и Мухамедом Фарисом.
Общая продолжительность полета составила 174 суток 03 часа 25 минут 56 секунд.
Александр Лавейкин стал первым космонавтом, у кого были обнаружены подобные отклонения. Позднее это стало рассматриваться как вариант нормы, что позволило вернуться к космической подготовке.
С 1990 по апрель 1991 года проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Союз-спасатель»/«Буран-92».
С 20 мая по 10 июля 1991 года проходил непосредственную подготовку в качестве бортинженера второго экипажа экспедиции посещения ОК «Мир» с участием казахстанского космонавта, (вместе с Василием Циблиевым и Талгатом Мусабаевым). 10 июля 1991 года решением Госкомиссии подготовка была прекращена и экипаж расформирован в связи с объединением полетов по казахской и советско-австрийской программе.
С 9 октября 1991 по март 1992 года проходил подготовку в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа по программе ЭО-11 на ОК «Мир». Планировался на подготовку бортинженером второго экипажа ЭО-12 вместе с Валерием Корзуном. Был отстранен от подготовки в связи с большой мышечной массой, не позволяющей работать в скафандре «Орлан ДМА».
Решением ГМК от 23 октября 1992 года был признан годным только к кратковременным космическим полетам без выходов в открытый космос. Находился в резерве до ухода из отряда в 1994 году.
Лавейкин А.И. ведет общественно-политическую деятельность, в 1998 году совместно с Юрием Романенко и Мусой Манаровым стал учредителем региональной общественной организации Героев Советского Союза, летчиков-космонавтов СССР «Аэрокосмос XXI век», является её президентом.
В августе 2009 года включён в список кандидатов на выборах в депутаты Московской городской думы от московского регионального отделения партии «Единая Россия».
В 2012 году выдвинул свою кандидатуру в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования «Останкинское» в городе Москве. 4 марта 2012 года избран депутатом муниципального Собрания внутргородского муниципального образования «Останкинское» в городе Москве от избирательного округа №3.
Награды:
— Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1987 года).
— Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).
Награды иностранных государств:
— Кавалер ордена «Герой Сирийской арабской республики» и ордена Дружбы и Сотрудничества (Сирия, 1987).
Общественные награды:
Лауреат национальной премии «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учрежденной Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства, удостоен ордена «Во славу Отечества» II степени (2008) и ордена «За заслуги перед Таймыром» (2007).
Семья:
Отец — Лавейкин Иван Павлович, (02.08.1921 — 02.12.1986), участник ВОВ, Герой Советского Союза (1943), заведующий кафедрой Академии им.М.В.Фрунзе, генерал-майор авиации.
Мать — Лавейкина Раиса Львовна, (1927 г.р.), директор детской спортивной школы фигурного катания, на пенсии.
Брат — Лавейкин Лев Иванович, инженер-физик, кандидат технических наук.
Жена — Лавейкина (Максимова) Наталия Анатольевна, (1951 г.р.), домохозяйка.
Сын — Кирилл, (род. 28.12.1975), старший менеджер компании.
Увлечения
Горные лыжи (действительный член Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов (ВАГИ)), теннис (в 2010 году стал победителем, а в 2013 году — финалистом теннисного турнира, посвященного памяти Ю.А.Гагарина).
Источники:
Доступные сайты