Константинова Тамара Федоровна – Герой Советского Союза, сестра Героя Советского Союза Константинова В.Ф. 07.11.1919г. – 28.07.1999г.

Константинов Владимир Федорович – Герой Советского Союза, брат Героя Советского Союза Константиновой Т.Ф. 22.02.1921г. – 15.07.1979г.

С Марта 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны. С Июля 1944 года была пилотом 566-го штурмового полка, с Декабря 1944 года — пилотом, заместителем командира эскадрильи 999-го штурмового Таллинского ордена Суворова авиаполка.
К Марту 1945 года штурман эскадрильи 999-го штурмового авиационного полка ( 277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Лейтенант Т. Ф. Константинова совершила 66 боевых вылетов на штурмовку оборонительных сооружений, скоплений войск противника.
29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.
После войны Старший лейтенант Т. Ф. Константинова — в запасе.
Окончила партшколу, экономический институт. Жила в Воронеже, работала заместителем заведующего в отделе социального обеспечения облисполкома, учреждениях, на заводах и предприятиях.
Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.
* * *
В один из послевоенных дней в городе Калинине произошло удивительное событие, никем тогда не замеченное: в скромную квартирку пенсионерки — инвалида, бывшей учительницы Зинаиды Михайловны приехали с фронта сын Владимир и дочь Тамара. В 1945 году нередко случались такие счастливые встречи. Миллионы исстрадавшихся матерей обнимали своих детей, вернувшихся с длительной кровавой войны. А тут случай совсем особый, единственный на всю страну: и Тамара и Владимир — Герои Советского Союза. И она, и он — боевые лётчики, многократно вступавшие в смертельные схватки с врагом в воздухе. И оба — живые, радостные, с Золотыми Звёздами на гимнастерках. Ну как тут не порадоваться, не всплакнуть светлыми слезами их матери ?!
Была здесь и младшая дочь Августа, которую звали в семье Гутей.
— Вот и вся наша семья в сборе ! — растроганно повторяла Зинаида Михайловна.
Они сидели за праздничным столом, вспоминали довоенную жизнь, давнее и дорогое, рассказывали о буднях войны, о ранах телесных и душевных, о пережитом, и у каждого, даже у 12-летней Гути, было о чем поведать друг другу.
Мать припомнила свою трудную, но по — своему счастливую пору молодости и их раннего детства. Молоденькая учительница, окончившая гимназию с золотой медалью, в годы Гражданской войны оказалась в деревне. Ей полюбился деревенский силач, весёлый крестьянин Фёдор Константинов, человек необычной судьбы. В Первую Мировую войну он служил солдатом, попал в плен, бежал, долгие месяцы пробираясь через всю Европу к родному дому. Учительница и бывший солдат поженились. Сначала все шло хорошо. Жили в деревне, работали, родились дочь и сын — Тамара и Владимир.
Потом переехали в город. Фёдор поступил на фабрику. Что — то у него не заладилось, он стал запивать, менял место работы. Пришли в семью огорчения, неурядицы. В 1937 году отец умер. А мать тяжело заболела, стала инвалидом. На её руках осталось трое детей. Жили бедно, но дружно. Помогала школа. В пионерских лагерях укреплялось здоровье. И Тамара и Владимир заботились о матери, брали на себя многие домашние дела. Они хорошо учились, выделялись в школьном коллективе своей активностью, работали вожатыми, а Володя увлекался спортом, был футболистом. Педагоги говорили Зинаиде Михайловне:
— Хорошие у тебя растут ребята…
— Они работящие, — отвечала она, — мои надёжные помощники, моя опора…
Не знала мать о том, что скоро наступит расставание. После окончания 9-летней средней школы Тамара уехала в город Скопин, поступила в горный техникум. Но вскоре но нужда заставила пойти работать: она поступила преподавателем начальных классов в одну из школ города Скопина.
В те годы молодёжь увлекалась авиацией. Любимыми героями были Чкалов, Громов и другие покорители неба, и Тамара поступила в аэроклуб. Днём работала, а вечером училась, осваивала лётное дело. Она охотно занималась планеризмом, научилась уверенно управлять самолётом У-2. Там она познакомилась с Василием Лазоревым. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. Они вместе ходили на занятия, изучали теорию лётного дела, копались в моторах, драили фюзеляжи. А потом начались полёты на планерах.
Когда приступили к учебным полётам на У-2, Тамара быстро и уверенно научилась им управлять. Энергичная, общительная, никогда не унывающая, она верховодила среди девушек — курсантов. Как лучшую выпускницу, её назначили инструктором. Вскоре у них родилась дочка Верочка и они переехали в Калинин, к матери. Там Тамара работала лётчиком — инструктором в местном аэроклубе. А Василий продолжил учёбу в Батайском лётном училище.
Рассказы сестры о полётах, о романтической профессии повлияли и на младшего брата. Окончив 10-летку, Володя подал заявление в авиационное училище. Выросшие, окрепшие помощники выпорхнули из гнезда. Уехал в Оренбургское авиационное училище и брат Тамары — Владимир Константинов.
Вспыхнувшая вдруг война принесла всем членам семьи Константиновых тяжкие испытания. Фронт быстро приближался к Калинину, а на руках у больной Зинаиды Михайловны малолетние девочки — дочка Гутя и внучка Верочка. Учительнице — пенсионерке было не под силу влиться в число беженцев, и она осталась в городе, пережила страшные дни оккупации. Ютились в подвале. Мёрзли. Голодали. Помогали добрые люди. Гутя, бегавшая с ребятами по развалинам, приносила иногда мороженую картошку… Зинаида Михайловна, позабыв о своих болях, прислушиваясь к выстрелам, к разговорам горожан, считала дни в неволе, страшилась за судьбу детей, маленьких, и тех, взрослых, лётчиков. Со слезами на глазах вместе с другими калининцами в морозный Декабрьский день она встречала наших воинов, выбивших фашистов из города.
Самое страшное осталось позади. В разрушенный город возвращалась жизнь. Теперь все её тревоги обращены к старшим. Живы ли ? Уехали ли на фронт ? Может быть, погибли в бою…
С началом Великой Отечественной войны Василий прямо с курсантской скамьи уехал на фронт. Он сражался в небе Ленинграда. Тамара, закончив курсы медицинских сестёр, работала в одной из авиационных частей.
И вот пришла весточка от Тамары: «Здравствуйте, мама, Гутя и Вера ! Что же вы до сих пор молчите и какой ваш точный адрес ? Я послала вам 500 рублей на почтамт. Получили ли ?..» Дочь интересовалась, как они живут, в чём нуждаются, сообщала, что муж Василий на фронте, бьёт фашистов под Ленинградом.
Тамара обрадовалась, получив в ответ письмо от матери. Осталась одна забота — узнать, что с Василием, почему не пишет. Шли одна за другой длинные недели, а вестей всё нет и нет. Она вчитывалась в скупые сводки с Ленинградского фронта, с замиранием сердца ждала почтальона. И наконец поступило известие. Штабной конверт. Чужой почерк. Сердце тревожно сжалось. Прочитав письмо, немного успокоилась: нет, не убит, ранен. В одном из боёв Василий был сбит и сильно обгорел. Его эвакуировали в госпиталь, в Пермь.
Она поспешила в далекий город — увидеть его, приободрить, помочь. Три долгих месяца боролся за жизнь мужественный лётчик, её муж, тяжело раненный в воздушном бою. Врачи пытались его спасти. Самоотверженно старалась вернуть любимого к жизни Тамара, не верила, что случится непоправимое. Но смерть не выпустила его из своих безжалостных цепких когтей. У могилы В. И. Лазарева, лётчика, её дорогого человека, Тамара Фёдоровна поклялась отомстить врагу и занять его место — стать военной лётчицей. Она написала матери: «Еду на фронт. Если погибну, мама, не бросай Верочку».
Так она решила. Но не так просто женщине попасть в действующую часть. В военкомате ей сказали:
— На лётчиков разнарядки пока нет. Ждите…
Тамара не могла спокойно ждать. Каждый день, прожитый в тылу, она считала пропавшим, прожитым бесцельно. Ещё и ещё она ходила в военкомат, и, наконец, её зачислили в роту связи на Волховском фронте, водителем грузовой машины.
— Ничего, — сказала лётчица, — машина не та, но всё ближе к передовой.
Подразделение, хотя и числилось ротой связи, за исключением командира и двух его помошников, состояло из девушек и занималось доставкой снарядов к линии фронта. Всё время они были в разъездах. Это была нелёгкая работа: артиллерийские обстрелы и налёты вражеских истребителей быстро стали обыденным явлением в их фронтовой жизни… Но никакие трудности не охладили её желания драться с фашистами. Из кабины грузовика Тамара с тоской смотрела на пролетавшие самолёты. «Вот бы на штурмовик ! — мечтала она. — Сверху виднее фашистов. Я б дала им прикурить !»
Её рапорты с просьбой зачислить в авиацию где — то долго ходили, и она нервничала.
Вскоре Тамаре удалось добиться своего: её направили в 386-й полк лёгких ночных бомбардировщиков. Начались боевые вылеты на маленьком У-2, на которых она летала в аэроклубе, научив летать сотни скопинских и калининских курсантов. Но прослужила она там недолго, вскоре её перевели в эскадрилью связи — на тот же самый У-2. Пожалел Тамару командир лёгкобомбардировочного полка — не захотел посылать под огонь, на риск и смерть, а получилось как в известной поговорке: из огня да в полымя. На бомбёжку она теперь не летала, но развозила секретную почту, офицеров связи, иногда и больших командиров. И всё это очень близко к линии фронта.
Если раньше, летая на бомбёжку, Тамара опасалась только зениток, то теперь за ней стали охотиться истребители. Если раньше она летала только в темноте и ночь была её надёжным союзником, то теперь, когда она летала в светлое время суток, ясный солнечный день стал её недругом. Дважды она прилетала на изрешечённом самолёте.
Доставить в назначенный час секретный пакет, избежав при этом встречи с истребителем, или же, встретившись с ним, благополучно от него уйти — это конечно было большое искусство. Но Тамаре оно было не по душе. Не нравились ей такие полёты, когда надо скрываться, маскироваться и всё время прятаться от врага. Не по душе был и легкокрылый У-2. Она чувствовала, что ей нужен боевой самолёт, грозное оружие, на котором она могла рассчитаться с врагом за всё, что накипело в душе.
— Разрешите летать на боевом самолёте, на штурмовике.
— Женщины на штурмовиках не летают, — отвечали ей, — машина тяжёлая.
— Но я же сильная ! — убеждала Тамара. — Я спортсменка. И хочу мстить фашистам !
И она добилась своего…
Её настоятельную просьбу удовлетворили. Уже в Мае 1944 года Тамара попала в 15-й отдельный учебно — тренировочный авиаполк, где успешно освоила штурмовик Ил-2. А вскоре, в один из ненастных дней Июля 1944 года, Константинова прибыла в 566-й штурмовой авиаполк 277-й штурмовой авиадивизии, расположенный на Ленинградском фронте под Кингисеппом. Ей вручили новенький Ил-2 с бортовым номером «10» и началась боевая работа…
Вначале многие лётчики смотрели на неё, как на диво. Женщина на штурмовике ! Виданное ли дело ? Она стерпела и косые взгляды, и плохо скрываемые насмешки. Её мечта исполнилась ! Да и насмешники скоро перевелись. Новенькая не хуже мужчин владела машиной, проявила отвагу и смекалку и умение помочь в воздухе другу.
Её верным боевым другом, стрелком — радистом в экипаже, стала молоденькая девчушка Шура Мукосеева. До прихода Тамары в полк она была мотористом. И вот в полку появилась женщина — пилот, молчаливая, с серыми спокойными глазами, но только нередко тоскливыми, грустными. Шура поинтересовалась: кто она, откуда ? Ей ответили, что лётчица пришла из запасного полка, перешла с У-2 на штурмовик, решив на нём воевать и мстить за погибшего мужа — лётчика. И Шура решилась, выбрав момент, она попросила Тамару взять её в экипаж воздушным стрелком. Тамара согласилась. Так они и стали летать вместе.
Однажды Константинова вылетела на разведку. Как всегда она вела самолёт очень внимательно, учитывая обстановку и метеоусловия. Первая увидела пару «Мессеров» Шура. Она открыла огонь по заходившим с хвоста истребителям. Тамара моментально развернулась в сторону солнца. Противник последовал за ней и оказался ослеплённым яркими лучами. Зато в прицеле Мукосеевой вырисовывался чётко. Короткая очередь — и один из «Мессеров» загоревшись, рухнул вниз. Вот так слаженно, дружно они воевали.
Экипаж Константиновой — Мукосеевой быстро стал одним из лучших в полку. Тамара была довольна своей подругой. Вот что писала она своему брату Владимиру:
«…Если бы ты знал, как это хорошо, когда у тебя за спиной верный надёжный товарищ. Я говорю о своём воздушном стрелке Шуре Мукосеевой. Девчонка, а сколько в ней смелости, твёрдости. Настоящий кремень. А сколько боевого умения ! Идя в атаку, я никогда не смотрю назад. Уверена, туда смотрит Шура. И всё видит. Ещё не было случая, чтобы вражеский истребитель атаковал нас внезапно. Двух она уже сбила ! Короче, я за ней, как за стеной каменной…»
Вместе с другими лётчиками Тамара летала на штурмовку вражеских позиций, на разведку переднего края обороны противника.
В одном из вылетов их самолёт был подбит и пришлось садиться на вынужденную. Хорошо что дотянули до своей территории…
Шло время. Позади остались бои за Нарву и Псков. Наши войска освободили уже Эстонию. Вот и Восточная Пруссия. В Декабре 1944 года Лейтенант Константинова — опытный воин, кавалер боевых орденов, переводится в соседний 999-й полк той же 277-й дивизии. Переводится с повышением — командиром звена. И вновь боевая работа, теперь уже в новом коллективе.
Штурмовик Ил-2 далеко не дамский самолёт, а вот Тамара Константинова летала на нем довольно успешно. Весь Ленинградский фронт знал, что в 999-м штурмовом авиационном полку служит женщина — штурмовик, а при ней… 5-летняя дочка !
У Тамары так уж сложились обстоятельства. Её мать, Зинаида Михаловна — учительница, была тяжело больна, а сестрёнка Августа — ещё маленькая. Обстановка в Калинине после освобождения города складывалась тяжёлой, так что дочка Тамары осталась с матерью на аэродроме. У нее было много друзей: лётчики, воздушные стрелки, механики, девушки — оружейницы. Кто оказывался свободен, тот с ней и занимался. И когда Тамара улетала на боевое задание, она знала, что для дочки нет ничего надёжнее, теплее и ласковее рук её однополчан, боевых товарищей…
После вылета…
Но не только дочкой прославилась Константинова, а и мастерством бомбовых и штурмовых ударов по вражеским позициям. В её лётной книжке есть такие записи: «Штурмовой удар по зенитным и артиллерийским батареям противника», «Штурмовой удар по траншеям в районах Раушен, Шигиштиммен, Хабихтау, Бракупенен», «Удар по эшелону противника на железнодорожном перегоне», «Удар по танкам противника», «Разведка…»
Командир полка Павел Зеленцов отмечал, говоря о лётчице, что она отлично летает, точно бомбит и стреляет, четко держится строя, а ещё она — надёжный товарищ в бою !
Она летала без устали, увлекая примером бесстрашия лётчиков, со знанием дела, расчётливо руководила боем. Уже вскоре она была назначена заместителем командира эскадрильи, а затем и её штурманом.
Поддерживая наступающие войска Ленинградского, а затем 3-го Прибалтийского фронтов, её эскадрилья уничтожила большое количество техники врага, обеспечив продвижение наших танков и пехоты. Не уклонялась пилот Константинова и от схваток в воздухе с фашистскими истребителями. О её боевой деятельности в 1945 году «Военно — исторический журнал» позже писал:
«В Восточной Пруссии Тамара Фёдоровна за 3 месяца сделала более 40 боевых вылетов. Меткими штурмовыми ударами она уничтожила и повредила 25 орудий и миномётов противника, 18 зенитных орудий и другую боевую технику. 16 Января 1945 года Константинова, сопровождая наземные войска, обнаружила и уничтожила хорошо замаскированную батарею, обеспечив тем самым продвижение нашей части. В другом бою лётчица, преодолев зенитный огонь, прорвалась к Кёнигсбергу и нанесла бомбовый удар по военным объектам. В районе Цинтен она за один вылет 12 раз штурмовала огневые позиции врага и уничтожила 4 орудия».
Константинова совершила за короткий срок столько вылетов, что их впору выполнить двум — трем лётчикам. Когда друзья высказывали ей свое восхищение этой неутомимостью, она говорила:
— А я и сражаюсь за двоих — за себя и за мужа, за Василия. И сколько бы я ни побила фашистов, мне всегда будет мало.
Командование многократно объявляло отважной женщине — штурмовику благодарность. На гимнастёрке её появились ордена — Красной Звезды и Красного Знамени.
Конечно, однополчане старались оберегать свою подругу в бою. Однажды, когда Тамару атаковал вражеский истребитель, ведущий группы «Илов» — Капитан Афанасий Мачнев загородил её своим самолётом. Вся порция свинца досталась ему. С большим трудом дотянул он до своей территории…
В одном из вылетов, во время атаки танков, группа штурмовиков попала под интенсивный зенитный огонь. Константинова ощутила удар в мотор самолёта, вслед за этим увидела изморозь на стеклах фонаря и почувствовала характерный запах гари от прямого попадания в мотор. Тяга мотора падала, и самолёт стал терять высоту. А под крылом — буераки, овраги, бой… Лётчица пробовала менять обороты, включала форсаж, чтобы восстановить устойчивую работу мотора, но это ей не удавалось. Товарищи продолжали атаковать цель, а она, выйдя из строя, развернула штурмовик на восток.
Летит, а на земле всё ещё вражеская техника и бьют по её штурмовику из всего, что только можно поднять в небо. Правда, двигатель периодически развивал полные обороты. Самолёт тогда разгонял скорость и набирал высоту, а спустя некоторое время, опять снижался. Откуда ни возьмись, появились вражеские истребители и атаковали его с двух сторон ! Когда немцы проскочили вперед, Тамара ударила по ним из всего оружия, какое было на Ил-2. Один «Мессер» задымил, а второго, и ещё одну пару, отогнали наши подоспевшие истребители.
Т. Ф. Константинова у своего Ил-2, 1944 год.
Совсем немного не долетела Тамара Фёдоровна до своего аэродрома. Села она на ровное поле, окружённое вековыми деревьями. При осмотре оказалось, что у штурмовика полностью перебита водяная труба, ведущая к радиатору. Все это время мотор тянул, охлаждаясь, по существу, одним только маслом.
На второй день после этого вылета Тамара улетела на По-2 с дочкой в Калинин. Отвезла её к матери. Там она узнала радостную весть — брату Владимиру 13 Апреля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Брат и сестра — боевые лётчики, оба многократно вступали в смертельные схватки с врагом в воздухе. Тамара — на штурмовике Ил-2, из рядового лётчика стала заместителем командира эскадрильи. Владимир — на По-2 в 25-м Гвардейском ночном лёгкобомбардировочном полку.
В часы передышки Тамара писала в Калинин матери, мечтала о встрече с дочкой, передавала привет Гуте и Владимиру. Их пути не пересекались. Они знали друг о друге немногое, чаще всего по письмам матери.
К концу войны Тамара Фёдоровна совершила 69 успешных боевых вылетов. 29 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ей так же было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Старший лейтенант Т. Ф. Константинова ушла в запас. Но лётчик без неба не может, и Тамара пошла работать в Гражданский Воздушный Флот. Она летала, возила пассажиров по области. До тех пор, пока не случилась авария — перегоняли в ремонт два самолёта По-2, попали в низкую, до самой земли, облачность. Ведущий зацепился за столб, Тамара за землю. Перелом бедра, ушибы. Напомнили о себе и фронтовые ранения. И дорога в небо оказалась для неё навсегда закрытой.
Тамара Фёдоровна поступила на завод, была бригадиром. Потом её избрали председателем заводского комитета профсоюза. В 1954 году она поступила в вечернюю школу, потом в Воронежскую высшую областную партшколу. По её окончании Константинову назначили заместителем заведующего Воронежским отделом социального обеспечения. Для успешной работы на новом месте пришлось поступить на заочное отделение Московского планово — экономического института, которое успешно окончила в 1965 году.
Живя в Воронеже, Тамара Фёдоровна вела большую общественную и военно — патриотическую работу. Единственную в области женщину — Героя повсюду хотели слышать и видеть. И она никогда не отказывалась: выступала в школах и различных учреждениях, на заводах и предприятиях.
…В Мае 1975 года в знаменательный день 30-летия Победы прославленные фронтовые лётчики, Герои Советского Союза Старший лейтенант в отставке Тамара Фёдоровна Константинова и Полковник Владимир Фёдорович Константинов, брат и сестра, были на приёме в ЦК ВЛКСМ. Затем Тамара Фёдоровна, как член Комитета советских женщин, была на приёме в Кремле. Позже выступала перед работниками Московского метростроя. В тот же день брата и сестру пригласил к себе Председатель ЦК ДОСААФ СССР трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин и вручил им Почётные знаки и грамоты.
Между ними состоялась тёплая, дружеская беседа. Им было что вспомнить, было о чём поговорить. Тем более, что воевали они в разных родах авиации, сражались с врагом на самолётах разных типов: Александр Покрышкин — на истребителях, Тамара Константинова — на штурмовиках, Владимир Константинов — на лёгких ночных бомбардировщика. У каждого было что — то своё, особенно интересное: техника, тактика, способы ведения боевых действий.
Не частое это явление, когда брат и сестра — оба лётчики, и оба — Герои Советского Союза. Вот почему Александра Ивановича, пригласившего к себе фронтовиков — авиаторов, интересовали не только их боевые дела в годы войны, но и биография Константиновых. Шёл живой разговор о местах, где они росли и учились, о пионерских лагерях под Калинином, об авиомодельных кружках оборонного Общества и полётах в аэроклубе…
Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
В 1946 году посёлок Конрадсвальде Калинградской области был переименован в её честь в Константиновку. В Лихославле, рядом с обелиском павшим воинам на Первомайской улице, установлены две памятные плиты, на которых увековечены имена Тамары и Владимира Константиновых.
Источники:
— Константинова Тамара Федоровна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987.
— Доступные интернет источники
Родился 22 февраля 1921 года в деревне Нигерёво Дорской волости Новоторжского уезда Тверской губернии (ныне Лихославльский район, Тверская область) в крестьянской семье.
В 1925 году (по другим данным — в 1924 году) семья Константиновых переехала в Тверь (с 20 ноября 1931 года — Калинин). В 1939 году Владимир закончил 10 классов средней школы № 1.
В Рабоче-крестьянской Красной армии с октября 1939 года. В апреле 1941 года окончил 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов (ныне — Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков).
До июля 1941 года служил в ВВС стрелком-бомбардиром в формировавшемся бомбардировочном авиаполку (Киевский особый военный округ). В ноябре 1941 года окончил Липецкие курсы усовершенствования ВВС, эвакуированные в город Куйбышев].
С ноября 1941 года — стрелок-бомбардир 709-го ночного бомбардировочного авиационного полка, который формировался в городе Алатырь. С февраля по апрель 1942 года в составе полка вёл ночную разведку дорог в Московской зоне обороны.
Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 года. С апреля 1942 года по май 1944 года — стрелок-бомбардир, а затем штурман звена 709-го (с ноября 1942 — 25-го гвардейского) ночного бомбардировочного авиационного полка. В 1943 году вступил в ВКП(б).
Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Южном и 4-м Украинском фронтах. За годы войны совершил 678 ночных боевых вылетов на самолёте У-2 на бомбардировку скоплений немецких войск и техники (на момент вторичного представления к званию Героя Советского Союза — 653).
О боях в ходе Сталинградской битвы Константинов впоследствии вспоминал[5]:
Бомбил живую силу и боевую технику немцев на подступах к Дону, на переправах через Дон, на подступах к Сталинграду и в самом городе. При бомбометании по объектам фашистов в самом Сталинграде для отыскания целей мы пользовались не полетной картой, а планом города, так как приходилось в дыму и пламени сплошного моря огня отыскивать отдельные дома, в которых были опорные пункты и штабы гитлеровцев. Сбрасывали бомбы, снижаясь до минимально допустимой высоты, рискуя быть пораженными осколками своих же бомб, так как нельзя было промахнуться: одну сторону улицы занимали немцы, а другую — наши.
19 июля 1942 года сержант Константинов был награждён орденом Красного Знамени: со своим пилотом Жуковым он совершил 51 ночной боевой вылет на истребление живой силы и техники противника.
1 августа 1942 года был легко ранен осколками в спину во время вражеской бомбардировки аэродрома. Прилетев на базу, лётчик отказался ехать в госпиталь.
К декабрю 1942 года старший сержант Константинов совершил 182 эффективных боевых вылета, уничтожил 7 танков, 36 автомашин, 2 зенитных прожектора, 4 склада, одну переправу. Представлялся к ордену Ленина, но был награждён орденом Красной Звезды.
К весне 1943 года совершил 360 ночных боевых вылетов, уничтожил 19 танков 38 автомашин, 10 цистерн с горючим, 1 эшелон с боеприпасами, 9 железнодорожных вагонов и 3 склада с боеприпасами противника. Был представлен к званию Героя Советского Союза, но был награждён Орден Александра Невского.
К сентябрю 1943 года совершил ещё 130 успешных боевых вылетов, имея на своём счету уже 425, из них 98 — в ходе наступательных боёв в районе Таганрога и в Донбассе. Уничтожил и повредил до 8 танков, 3 бронемашины, около 39 автомашин, 7 автоцистерн, 4 прожектора и 2 переправы противника. Был представлен к ордену Отечественной войны I степени, но был награждён орденом II степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых задач, поставленных командованием и, проявленные при этом мужество и героизм Константинову присвоено звание Героя Советского Союза.
Летом 1944 года Константинов переучился на лётчика. С сентября 1944 года — лётчик штурмового авиаполка (Киевский военный округ)[2].
С 1945 по 1946 год — штурман штурмового авиаполка в Киевском военном округе. В 1947 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС. С 1947 по 1949 год — штурман авиаполка Высших лётно-тактических курсов ВВС в городе Люберцы Московской области (с 1948 годав городе Таганроге Ростовской области).
В 1953 году окончил Военно-воздушную академию (ныне — Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина), затем служил в Белорусском военном округе заместителем командира штурмового авиаполка, заместителем начальника штаба, старшим лётчиком и начальником воздушно-стрелковой подготовки штурмовых авиаполков, начальником штаба истребительного авиаполка и начальником огневой и тактической подготовки авиаполка истребителей-бомбардировщиков].
С 1962 по 1967 год занимал должность заместителя командира вертолётного авиаполка по лётной подготовке в Закавказском военном округе. С июля 1967 года — старший лётчик-инспектор и начальник отдела Управления авиационного спорта ЦК ДОСААФ]. Являлся заместителем председателя Федерации вертолетного спорта СССР, способствовал его развитию. Много сил он отдал подготовке сборной команды СССР, которая в соревновании на первенство мира в 1973 году, проходившем в Великобритании, заняла первое место.
С 1967 года — военный лётчик 1-го класса. В 1969 году Константинову было присвоено воинское звание «полковник».
В январе 1976 года ушёл в запас в звании полковника[2].
Жил в Москве, где и скончался 15 июля 1979 года. Похоронен на Химкинском кладбище в Москве.
Отец — Фёдор Константинов, деревенский кузнец, мать — Зинаида Михайловна, учительница.
Сестра — Тамара Константинова, родилась 7 ноября 1919 года, впоследствии также стала лётчиком. В 1945 году ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Скончалась Тамара Фёдоровна в 1999 году.
Сын Константинова, Владимир, пошёл по стопам отца, став военным лётчиком 1-го класса.
Награды:
— Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года, орден Ленина № 15914 и медаль «Золотая Звезда» № 1306)
— Орден Красного Знамени (19 июля 1942 года)
— Орден Александра Невского (19 мая 1943 года)
— Орден Отечественной войны II степени (30 сентября 1943 года)
— Орден Красной Звезды (12 декабря 1942 года, 30 декабря 1956 года)
— медали СССР, в том числе:
— медаль «За оборону Сталинграда»
— медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Память:
— Имя Константинова увековечено в мемориале на Аллее Героев в Мелитополе. Аллея была создана в память о 87-и фронтовиках, получивших звание Героя Советского Союза за освобождение Мелитополя, её торжественное открытие состоялось 9 мая 2005 года.
В Лихославле, рядом с обелиском павшим воинам на Первомайской улице, установлены две памятные плиты, на которых увековечены имена Владимира и Тамары Константиновых.
Источники — Википедия