Игнатов Евгений Петрович – Герой Советского Союза Брат Героя Советского Союза Игнатова Г.П. 20.08.1915г.-10.10.1942 г.

Игнатов Геннадий Петрович – Герой Советского Союза Брат Героя Советского Союза Игнатова Е.П. 20.03.1925г.-10.10.1942г.

Игнатов Евгений Петрович hодился в семье Петра Карповича Игнатова, который в годы Гражданской войны сражался за советскую власть, а в мирное время находился на партийно-хозяйственной работе и возглавил Краснодарский химикотехнологический институт.
После окончания школы № 8 города Краснодара Е. Игнатов поступил во Всесоюзный институт маслобойномаргариновой промышленности, после окончания которого работал инженером на комбинате «Главмаргарин». В 1939 году вступил в ВКП(б).
В ноябре 1941 года Пётр Игнатов был назначен командиром партизанского отряда, особенностью отряда стало то, что он состоял из инженерно-технического персонала комбината Главмаргарин и химикотехнологического института. Евгений Игнатов был назначен командиром группы разведчиков и минёров. До августа 1942 года он вместе с другими будущими партизанами проходил подготовку по минно-взрывному делу и по другим необходимым для диверсионных операций боевым специальностям.
В августе 1942 года отряд ушёл в предгорья Кавказа в районе железной дороги Краснодар — Новороссийск и начал боевые действия. Первый бой группа разведчиков численностью 9 человек под командованием Е. Игнатова приняла под станицей Смоленской, разгромив колонну противника и уничтожив 48 солдат противника. При этом партизаны не потеряли ни одного бойца.
Осенью 1942 года отряд П. Игнатова (Бати) неоднократно проводил боевые действия против гитлеровцев: громил колонны противника, уничтожал боевую технику, добывал разведсведения для Красной Армии, захватывал пленных. В одной из разведок братья Евгений и Геннадий Игнатовы разгромили вражеский дзот, а когда к противнику прибыло подкрепление, братья захватили танкетку и на ней, ворвавшись в станицу Смоленская, уничтожили пулемётным огнём несколько солдат и офицеров противника, после чего покинули место боя. При выезде из станицы танкетка была подбита, и её пришлось бросить.
В октябре 1942 года Е. Игнатов сильно простудился и на некоторое время отошёл от активной партизанской деятельности. В это время он занялся доводкой конструкции мины для диверсий на железной дороге. Мина должна была взорваться от давления поезда на рельс.
Ночью 10 октября 1942 года мина была установлена на железной дороге Краснодар — Новороссийск. Конструкция мины предусматривала несколько предохранителей, последний из которых должен был снят после отхода партизан от железнодорожного полотна. Однако вскоре после установки мины на шоссе появились гитлеровские броневики, а на железнодорожных путях — вражеский эшелон. Поняв, что они ничего не успеют сделать, братья Игнатовы с противотанковыми гранатами бросились к железнодорожному полотну и, швырнув их в мину, привели её в действие. При взрыве эшелон, в котором находилось более 400 гитлеровских солдат и офицеров рухнул под откос, при этом вагоны рушились на броневики, в которых находились автоматчики. Сами герои погибли на глазах своего отца.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года Евгению и Геннадию Игнатовым было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Игнатов Евгений вместе с братом похоронен в Краснодаре на Всесвятском кладбище. На месте подвига — в посёлке Баки Северского района установлен обелиск. Именем братьев названы улица и библиотека в Краснодаре. Именем братьев назван теплоход МРФ. Именем братьев названа школа № 19 в Геленджике. Именем братьев названа школа № 8 в Краснодаре. Именем Героев назван мыс (Братьев Игнатовых) на о. Большевик арх. Северная Земля. Назван в 1953 году экспедицией Северо-Западного аэрогеодезического предприятия. Именем Героев названы улицы в Нижнем Новгороде, Перми и Невьянске.
Воспоминания отца, Игнатова Петра Карповича, командира партизанского отряда, Батя
В годы оккупации (июль 1942-октябрь 1943 гг.) на территории Краснодарского края активно сражались с врагом партизанские отряды и подпольные группы. В партизаны уходили, случалось, целыми семьями. Всего за время войны на Кубани было создано и успешно действовало 85 партизанских отрядов. Но был среди этих отрядов уникальный, такой, какого не было больше нигде во время Великой Отечественной войны. Действовал он на территории Краснодарского края с 6 августа 1942 по 17 февраля 1943 года.
Необычность этого отряда состояла в том, что участниками его были научные и инженерно-технические работники — 36 из 58 бойцов этого отряда имели высшее образование, а четверо даже обладали учёными степенями. Командиром отряда был 58-летний директор Краснодарского химико-технологического института жировой промышленности Пётр Карпович Игнатов, имевший среди партизан позывной «Батя». В отряде вместе с ним воевали его жена Елена Ивановна и два сына — Евгений и Гений.
Петр Карпович Игнатов, «Батя»
Петр Карпович Игнатов был старым большевиком-подпольщиком, активным участником Октябрьской революции и Гражданской войны, помогал установлению Советской власти на Кубани. Его жена Елена Ивановна, медик по образованию, тоже член партии большевиков — была верным и надежным спутником своего мужа-революционера, человеком большой сердечной теплоты. Вместе они вырастили и воспитали трех замечательных сыновей, двое из которых — Евгений и Гений героически погибли во время выполнения боевого задания, отдав свои жизни за свободу советского народа.
Характеристика члена ВКПб Игнатова Евгения Петровича
Вот что рассказывает «Батя», руководитель отряда Игнатов Петр Карпович, о своем отряде:
«Мой отряд почти целиком состоял из представителей кубанской казачьей городской интеллигенции. В него входили директора высших учебных заведений и крупных промышленных предприятий Краснодара, научные работники, инженеры, экономисты, высококвалифицированные рабочие. Многие среди них были почетные кубанские казаки, черноморцы — потомки славных запорожцев-сечевиков. Отряд имел резко выраженный «производственный» профиль — мы были минерами-диверсантами. Взрывали мосты, электростанции, склады, пускали под откос немецкие поезда, жгли колонны грузовых машин вместе с охранявшими их броневиками и танками. Вот «текущий счет» отряда. Взорвано и разрушено: пятнадцать паровозов с поездами, триста девяносто два вагона с войсками и грузами, сорок один танк, сто тринадцать автомашин, свыше ста мотоциклов с прицепами, тридцать четыре моста и уничтожено свыше восьми тысяч оккупантов.
И все это в то время, когда гитлеровцы рвались к Баку и концентрировали у себя в тылу «армию вторжения» в Иран, в Индию. Вот по этому тылу и бил партизанский отряд Игнатова.
— Наш отряд, — продолжает Игнатов, — был своеобразным «партизанским комбинатом». Мы имели свои фактории, свое большое хозяйство. Наши мастерские — минные, кузнечно-механические, столярные, сапожные, портновские — обслуживали не только наш отряд, но и наших соседей-партизан. В тылу у немцев, в горной глуши, мы открыли «минно-диверсионный университет», где проходили практикунно-диверсионной работы лучшие и хра брейшие партизаны соседних отрядов.»
Сообщается очень скромно, надо сказать. А ведь результаты деятельности этого отряда просто потрясающие!
Вы только вдумайтесь, отряд имени братьев Игнатовых, состоящий всего из чуть более полсотни человек, уничтожил свыше 8 тысяч фашистов! Потери же самого отряда ничтожны — 5 человек, из них один — погиб в бою, двое — пожертвовали собой (братья Игнатовы), двоих выдали полицаи и 2 тяжело ранены. Все!
Как так может быть? Потому что действовали очень продуманно. На то у человека и знания, чтобы делать как можно меньше ошибок. Одной из важнейших задач этого отряда была разработка новых минно-взрывных конструкций и технологий диверсий для повышения эффективности действий всех советских партизан. И такие конструкции и технологии действительно были созданы членами отряда «Бати». Они успешно применялись и широко распространялись в среди партизанских отрядов, и не только на Кубани, но и на Украине, и в Белоруссии — центрах партизанского движения во время Великой Отечественной войны. Именно поэтому, в том числе и организовали в отряде «Бати» «минно-диверсионный университет», о котором так скромно рассказывает Петр Карпович.
Вот несколько примеров интересных диверсионных решений, придуманных в отряде (одним из самых активных изобретателей был Евгений Игнатов).
Комплексное минирование. То есть, не ограничивались одной мощной миной для взрыва основного эшелона, а, зная, что к месту крушения тут же прибудут два вспомогательных поезда с двух сторон, закладывали дополнительно еще две вспомогательные мины чуть поодаль по разным сторонам от первого запланированного места взрыва. Также, зная, что к месту произошедшей диверсии из ближайших занятых немцами населённых пунктов на подмогу немедленно выедут грузовики с гитлеровцами, на всех прилегающих к точке диверсии дорогах устанавливали взрывные фугасы. Дополнительно минировали не только трассы, но и обходные пути, в том числе и для живой силы противника. В итоге, при таком комплексном минировании в течение часа после первого взрыва срабатывали и все остальные заряды, и нанесенный противнику урон возрастал во много раз.
Еще одно интересное решение. К примеру, требуется партизанам скрытно подобраться к линии дзотов (древесно-земляные огневые точки — укрыты сверху бревнами, как правило, в три наката). Кто-нибудь из отряда Бати со снайперской винтовкой терпеливо ждет, когда в расположении немцев покажется офицер, пропуская рядовых. Появился — выстрел, офицер падает. Тут второй снайпер отряда наготове — он успокаивает двух немецких рядовых, бросившихся к своему упавшему офицеру. Выбегают еще двое — и тут же ложаться рядом… Тут из разных дзотов одновременно выскакивают немецкие миномётчики с ротными миномётами и бросаются в тыл своих дзотов, чтобы оттуда накрыть партизан минами, но так как там загодя еще ночью были установлены мины, то и миномётчики, и их миномёты все разом взлетают на воздух…
На следующий день всё повторяется: офицер, двое, еще двое, выбегают миномётчики… И на третий день то же самое… И на четвёртый… И так, пока партизанам Бати не надоест. Против немцев в данном случае использовались их хваленая немецкая дисциплина и вышколенность и примитивизм их буржуазного мышления.
Разумеется, немецкое командование пыталось бороться с партизанами и стремилось изо всех сил не допустить диверсий. Только получалось это очень плохо — ребята из отряда Бати все время придумывали что-то новенькое. Скажем, перед паровозом воинского эшелона немцы начали цеплять три платформы с булыжником, весом своим имитирующие паровоз. Мины в то время были преимущественно нажимного действия, рассчитанные на определенный вес. Планировалось, что, если взорвутся передние платформы, наехав на заложенную партизанами мину, сам ж\д состав, идущий в опасных местах со скоростью 5 километров в час, не пострадает, вагоны с рельсов не сойдут. Одновременно поезд битком набивался охранниками, параллельно вдоль полотна его сопровождали машины охранения. Казалось бы, всё предусмотрели… Но партизаны Бати тут же нашли простейшее решение: они заложили шесть больших фугасов цепочкой, так, чтобы от взрыва крайнего сдетонировали и остальные. Эшелоны с железнодорожных путей как будто ветром сдувало…
Отряд имени братьев Игнатьевых имел на своем боевом счету и такие потрясающие трофеи, как сбитые самолеты! Немцы, будучи не в состоянии унять партизан с земли, растеряв снайперов, лишившись миномётов и поездов, к концу оккупации чуть не каждый день бомбили места предполагаемых стоянок партизан. Но все время в пустую — партизан там не было. Зато участникам отряда Бати были очень нужны самолёты противника — как источник проволоки для мин натяжного действия. И вот что они придумывали: поднимались на вершину горы у входа в ущелье, по которому летал самолёт, и когда мимо них и чуть ниже летел довольный своим техническим превосходством фашист, из лёгкого стрелкового оружия давали залп…
Не менее хитроумными были и технические решения партизан по взрыву мостов. Тем, кому интересны эти и другие подробности, могут все узнать из первых рук, прочитав воспоминания Петра Карповича Игнатьева «Записки партизана» и «Жизнь простого человека» в 2-х книгах. Последнюю мы постараемся выложить на сайте РП в ближайшее время.
Как погибли братья Игнатьевы? И какой подвиг они совершили, что сразу оба стали Героями Советского Союза? Ведь просто так такое высокое звание в СССР не давали.
Это случилось десятого октября сорок второго года на двадцать втором километре железной дороги Краснодар—Новороссийск. Отряд Бати получил задание — взорвать вражеский эшелон.
Рассказывает их отец, Петр Карпович Игнатов, руководитель партизанского отряда:
«А теперь я расскажу вам, как погибли мои мальчики, — говорит Игнатов после длинной паузы. — Нам предстояло взорвать поезд и одновременно минировать шоссе и дорогу, идущую параллельно полотну, чтобы хотя на время, но основательно и прочно закупорить фашистам путь к Новороссийску. Мы решили рвать поезд не так, как чаще всего рвали до сих пор партизаны Украины и Белоруссии, то есть дергая за веревочку. Нашу новую железнодорожную мину сочетание тола и противотанковых гранат — должен был взорвать сам паровоз. И в то же время легкая автодрезина, обычно идущая в разведку перед поездом, должна пройти над миной благополучно. Весь секрет был в тяжести, передаваемой через рельсы в минный заряд. Это была наша новая, усовершенствованная мина. Надо подползти к железнодорожному полотну, отыскать вибрирующий конец рельса, финским ножом выкопать ямку и заложить в нее минный заряд. Потом надо тщательно замаскировать работу — самый внимательный обходчик не должен заметить даже отпечатка наших подошв на шпалах и полотне дороги — и отползти в сторону. И все это в темную кавказскую ночь, в те счастливые короткие минуты, которые предоставят нам зазевавшиеся фашистские часовые. Мина на полотне почти готова. Остается выдернуть последнюю шпильку у предохранителя. Но это всегда успеется. До прихода поезда еще много времени. Мы хорошо знаем немецкое расписание. Ночь тихая, теплая. Сияют звезды над головой. Неподвижно стоят тополя у дороги. Сейчас начнем минировать шоссе — и домой, в горы…
И вдруг возникает еле слышный звук. Быть может, самолет летит на ночную бомбежку? С каждой секундой шум отчетливее, яснее. С ним переплетается второй звук. Они сливаются, нарастают… Они все ближе, ближе. Поезд! Вне расписания поезд, мы не учли его. Из-за поворота, набирая ход под углом, на всех парах идет тяжелый состав. А рядом с ним по шоссе мчится броневик прикрытия. Что делать? Уходить в горы! Но в «волчьем фугасе» на полотне еще не снята шпилька у предохранителя. Шоссе свободно. Враги ворвутся на него. Они зажмут нас в клещи.
Мимо меня стремительно пробегают мои сыновья. Евгению двадцать семь лет, он уже инженер, а Геннадий совсем мальчик, он только что окончил среднюю школу. Заряжая на ходу последние мины, они бегут к шоссе, быстро минируют обе колеи и выскакивают на полотно. Паровоз уже рядом. Пламя вырывается из поддувала. Гремят буфера. Ребята бросаются к поезду. Разве можно в этой кромешной тьме найти крошечную шпильку предохранителя? Нет, они задумали другое. Они хотят бросить под поезд около мины противотанковые гранаты, чтобы от детонации взорвался «волчий фугас». Я бегу за детьми. Поздно! Одна за другой рвутся две гранаты. И тотчас со страшным грохотом взрывается мина. Сразу становится жарко и душно, как в бане. Взрывная волна как ножом срезает крону могучего клена и отбрасывает меня назад. Я вижу, как лопнул котел паровоза. Падая под уклон, вагоны лезут друг на друга, погребая под своими щепками немцев. Новый взрыв. Это летит в воздух броневик на шоссе. За ним, ярко вспыхнув фарами, рвется второй. Взрывы следуют один за другим. Теперь мины коверкают машины на боковой дороге, разбрасывая искалеченные трупы гитлеровских автоматчиков. Пылает взорванный поезд, кричат звериными голосами раненые фашисты. Я бросаюсь к железной дороге. У полотна, освещенного заревом пожара, лежат разорванные на куски мои мальчики — Евгений и Геннадий. Я беру на руки их окровавленные тела. Теплая кровь заливает мне руки. Я целую то, что осталось от моих детей. Я несу их через минированную дорогу. Потом мы молча роем финскими ножами неглубокую яму, кладем трупы моих сыновей, забрасываем землей. А над головой, срывая листья, уже жужжат немецкие пули. Вытянувшись цепочкой, глухими тропами уходим в горы. А там, далеко в горах, на нашей «фактории», ждет моя жена, мать моих ребятишек, Елена Ивановна, хирург нашего отряда. Что я скажу ей? Как все это будет?..».
Братья погибли на глазах отца в день его рождения… И забрали с собой еще сотни фашистов. По донесению подпольщиков, при крушении этого состава (горы, ущелье, большая скорость) погибло 500 немцев, да еще после разбирательства немцы расстреляли всех охранников, отвечавших за безопасность движения — 65 человек.
Известный советский писатель Валентин Катаев в своем рассказе, посвященном семье Игнатовых, пишет: «»Какие люди! — думаю я. — Какие люди! Разве можно победить народ, воспитавший таких людей?»»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года Евгению и Геннадию Игнатовым было присвоено звание Героев Советского Союза (посмертно).
Источники:
— Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987.
— Игнатов П. К. Братья — герои. Краснодар, 1981. Люди легенд. Выпуск 1. М., 1965.
— Партизанские были. Краснодар, 1975.
В ноябре 1941 года из-за угрозы гитлеровской оккупации в Краснодаре под руководством городской организации ВКП(б) начали создаваться подпольная организация и партизанский отряд. Особенностью отряда стало то, что он состоял из инженерно-технического персонала комбината Главмаргарин и химико-технологического института. Командиром отряда был назначен Пётр Карпович Игнатов. В то время Геннадий Игнатов готовился вместе с матерью Еленой Ивановной отправиться в эвакуацию, но после того, как гитлеровские войска были выбиты из Ростова и отброшены от города на 64 километра, эвакуацию отложили. Геннадий Игнатов продолжал учиться в школе, но родители обратили внимание, что у него стала ухудшаться успеваемость, а из библиотеки отца стали пропадать на время книги и справочники по вооружениям и технике Германии. При разговоре с сыном отец выяснил, что тот хочет лучше познакомиться с оружием врага, чтобы воевать против него. Гена обещал, что преодолеет отставание в учёбе. Обещание он выполнил, а кроме того, освоил вождение автомобиля.
В августе 1942 года отряд ушёл в предгорья Кавказа в районе железной дороги Краснодар — Новороссийск и начал боевые действия против оккупантов. Вместе с отрядом ушли в горы и Гена с матерью, которая стала врачом отряда. В отряде Геннадий выполнял роль разведчика. Его вид сельского подростка обычно не вызывал у гитлеровцев подозрений. В одной из вылазок он вместе со своим сверстником Павлом Худоерко в станице Смоленская швырнул гранаты в дом, в котором располагался штаб гитлеровцев. При этом было убито несколько офицеров. При захвате стада коров, которых гитлеровцы намеревались отправить в Германию, юные разведчики отогнали несколько коров от основного стада и отвлекли на себя внимание преследователей, тем самым позволив партизанам увести остальных, а сами в последний момент скрылись в лесу.
Осенью 1942 года отряд Игнатова (Бати) неоднократно проводил боевые действия против гитлеровцев: громил колонны противника, уничтожал боевую технику, добывал разведсведения для Красной Армии, захватывал пленных. В одной из разведок братья Евгений и Геннадий Игнатовы разгромили вражеский дзот, а когда к противнику прибыло подкрепление, братья захватили танкетку и на ней, ворвавшись в станицу Смоленская, уничтожили пулемётным огнём несколько солдат и офицеров противника, после чего покинули место боя. При выезде из станицы танкетка была подбита, и её пришлось бросить.
В октябре 1942 года Евгений Игнатов сильно простудился и на некоторое время отошёл от активной партизанской деятельности. В это время он занялся доводкой конструкции мины для диверсий на железной дороге. Мина должна была взорваться от давления поезда на рельс. Ночью 10 октября 1942 года мина была установлена на железной дороге Краснодар — Новороссийск. Конструкция мины предусматривала несколько предохранителей, последний из которых должен был быть снят после отхода партизан от железнодорожного полотна. Однако, вскоре после установки мины на шоссе появились гитлеровские броневики, а на железнодорожных путях вражеский эшелон. Поняв, что они ничего не успеют сделать, братья Игнатовы с противотанковыми гранатами бросились к железнодорожному полотну и, швырнув их в мину, привели её в действие. При взрыве эшелон, в котором находилось более 400 гитлеровских солдат и офицеров, рухнул под откос, при этом вагоны упали на броневики с немецкими автоматчиками. Сами герои погибли на глазах своего отца.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года Евгению и Геннадию Игнатовым было присвоено звание Героев Советского Союза (посмертно).
Вместе с братом похоронен в Краснодаре на Всесвятском кладбище. На месте подвига — в посёлке Баки Северского района — установлен обелиск.
Именем братьев названы улица и библиотека в Краснодаре. Именем братьев был назван грузовой теплоход Волжского пароходства. Именем братьев названа школа № 19 в Геленджике. Именем героев назван мыс Братьев Игнатовых на острове Большевик архипелага Северная Земля. Такое название ему было дано в 1953 году экспедицией Северо-Западного аэрогеодезического предприятия. Именем братьев Геннадия и Евгения Игнатовых названа улица в Нижнем Новгороде, на одном из домов установлена мемориальная доска. Именем братьев Геннадия и Евгения Игнатовых названа улица в Перми. Именем Геннадия Игнатова названа школа № 8 в г. Краснодаре.
Очерк
Партизанский псевдоним — Батя
В 1918 году молодые петроградские рабочие Петр Игнатов и его жена Елена добровольно пошли на фронт защищать Республику Советов. В 1919 году они обороняли героический Царицын, затем участвовали в разгроме белогвардейских банд в придонских степях.
Семья Игнатовых
После гражданской войны бывший слесарь П. К. Игнатов руководил крупными заводами в Армавире, Киеве, Краснодаре. Перед Великой Отечественной войной был директором химико-технологического института. По мере приближения немецко-фашистских захватчиков к предгорьям Кавказа в Краснодарском крае развернулась большая работа по подготовке к партизанской войне. Партийная организация Кубани создала 86 партизанских отрядов. Один из них возглавил Петр Карпович Игнатов. Его жена Елена Ивановна стала, в отряде главным хирургом.
Пётр Карпович (партизанский псевдоним — Батя) и Елена Ивановна Игнатовы в партизанском отряде, сентябрь 1942 г.
Петр Карпович и Елена Ивановна имели троих сыновей — Евгения, Валентина и Геннадия. Валентин с первых дней войны находился в рядах Красной Армии. Старший и младший братья ушли с родителями в партизанский отряд.
В течение нескольких месяцев, до выхода в предгорья, партизаны изучали оружие, учились стрельбе из винтовок различных образцов, овладевали искусством борьбы с танками, минно-взрывным делом.
Когда танки противника ворвались в Краснодар, с восточной его окраины ушел в предгорья Кавказа партизанский отряд Игнатова. Он сразу же вступил в борьбу с гитлеровцами.
Гитлеровские солдаты на одной из улиц захваченного Краснодара.
На перевале за станцией Смоленская фашисты установили наблюдательный пост — вышку, откуда хорошо просматривались дороги, горные тропы, близлежащие населенные пункты. Командир партизанского отряда решил ликвидировать его. Выполнение этой задачи он возложил на своих сыновей. Братья взяли винтовку с оптическим прицелом, незаметно подобрались как можно ближе и застрелили наблюдателя.
Сигналы с вышки перестали поступать в станицу, и гитлеровское командование для выяснения обстановки послало туда связных. Но ни один из них не добрался до наблюдательного пункта — их уничтожили Евгений и Геннадий Игнатовы.
Евгений Петрович Игнатов
Такая же участь постигла и группу автоматчиков, чуть позже посланную на автомашине.
Геннадий (Гений) Петрович Игнатов
Наконец из Смоленской двинулась на перевал танкетка. Евгений выстрелом из винтовки по смотровой щели убил водителя. Танкетка остановилась. Выбравшийся из нее второй гитлеровец тоже был сражен. Геннадий, умевший водить машину, сел за рычаги управления, и братья двинулись в станицу, где находился штаб немецкой части. У штаба Геннадий просигналил. Из здания выскочили офицеры и солдаты. Евгений скосил их пулеметной очередью, а затем партизаны без помех развернулись и благополучно доставили танкетку в расположение своего отряда.
Газета «Красная Звезда» №109 от 11 мая 1943 года.
В конце сентября П. К. Игнатов получил приказ разрушить железнодорожную линию и не допустить прохождения воинских эшелонов из Краснодара в Новороссийск. Для выполнения этой задачи Евгений Игнатов и инженер Ветлугин приготовили мины особой конструкции. В ночь с 10 на 11 октября 1942 года группа в составе 14 человек во главе с командиром партизанского отряда вышла на выполнение задания. По прибытии на участок дороги между станциями Георгие-Афипская — Северская отделение минирования, куда вошли Евгений и Геннадий Игнатовы, приступило к работе. Партизаны финскими ножами копали ямки на шоссе, проходившем параллельно железной дороге, снаряжали мины, устанавливали их, тщательно маскировали.
Под железнодорожное полотно они решили заложить 2 противотанковое гранаты и несколько толовых шашек. Минирование еще не было закончено, когда послышался шум приближающегося поезда. Что делать? Нельзя фашистский эшелон пропускать к Новороссийску! И храбрые народные мстители приняли единственное в создавшихся условиях решение. Как только поезд поравнялся с минерами, братья Игнатовы бросили под колеса противотанковые гранаты. Сильный взрыв потряс окрестности. Вздыбился паровоз, полетели под откос вагоны…
Евгений и Геннадий Игнатовы отдали свои жизни в борьбе с ненавистным врагом. О гибели сыновей Петр Карпович рассказывает:
«У полотна дороги, освещенной заревом пожара, лежал под обуглившимися обломками мертвый Евгений. Друзья сейчас же подняли его и унесли. А Гени я не видел… Где же он?! Может быть, жив?.. Может быть, успел отбежать, лежит где-нибудь раненый?..
— Геня? — закричал я. Голос тонул в шуме разгоревшегося пожара, в криках раненых фашистов.
— Геня! — Я шел, спотыкался, падал и все звал:
— Геня!..
Нашел я его чуть поодаль, в кустах. Тело было еще теплым. Шевельнулась надежда: жив! Поднял сына, положил его руку себе на шею, как будто он мог обнять меня… Бережно нес я его через шоссе…
Финскими ножами партизаны наспех вырыли неглубокую яму тут же, за шоссе в кустах терновника, опустили в нее тела моих сыновей, забросали землей… Над головой уже свистели пули. Уцелевшие гитлеровцы стали окружать кустарник. Я задержался у могилы: старался замаскировать ветками маленький холмик, грудью приник к нему».
Позже партизанские разведчики установили, что взрывом были разбиты паровоз и 25 вагонов. На шоссе взорвались 2 автомашины и 2 броневика. Всего было уничтожено около 500 вражеских солдат и офицеров. Наш народ по праву гордится ратными подвигами своих сыновей и дочерей. Он свято чтит тех, кто в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками отдал самое дорогое — жизнь. Родина высоко оценила подвиг братьев Игнатовых. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1943 года им посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Источники:
— Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987.
— Игнатов П. К. Братья — герои. Краснодар, 1981. Люди легенд. Выпуск 1. М., 1965.
— Партизанские были. Краснодар, 1975.